Ашимбаев о налоговом давлении на бизнес: Боремся за экономический рост, но делаем всё, чтобы было нелегко

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Правило по налоговому зачёту может распространиться на всех предпринимателей, и налоговики в погоне за выполнением планов начнут применять норму субъективно, считает Ашимбаев.

Председатель сената Маулен Ашимбаев раскритиковал работу Министерства финансов по одной из норм нового Налогового кодекса. По его словам, механизм оставляет лазейки для усиления контроля над бизнесом.

В сенате рассматривают проект нового Налогового кодекса. Во время заседания Ашимбаев обратил внимание на то, что помимо поднятия НДС документ предполагает введение авансового платежа. Он спросил, как при этом будет себя чувствовать бизнес.

Заместитель министра финансов Ержан Биржанов уточнил, что система не затронет большинство налогоплательщиков, а только рисковых.

"НДС – это не прямой налог, а косвенный. Если налогоплательщик приобретал у кого-то товар, у него должна быть зачётная часть. То есть у него должен быть приход. Этот приход мы в автоматическом режиме онлайн видим. Например, в 10.00 если ему выписали счёт-фактуру, в 10.01 я вижу, что у него зачётная сторона есть. Выписывает он уже счёт-фактуру на разницу, на добавленную стоимость. Например, если у него зачёт 10 тысяч, если он продает за 11, он только тысячу тенге должен "авансить", положить на свой счёт. Мы этот НДС сразу в бюджет не забираем. По окончании налогового периода в бюджет он может потом его доплатить. Мы считаем это как гарант для рисковых налогоплательщиков", – сказал Биржанов.

Вице-министр заверил, что этот вопрос обсудили с бизнесом, НПП "Атамекен", депутатами. Такой механизм, как он отметил, и другие страны рассматривают как эффективную борьбу с лжевыпиской счетов-фактур.

"Насчёт того, что показали и бизнес согласился, это несколько, наверное, преувеличение, учитывая те письма, те заявления, которые мы получаем в ходе рассмотрения Налогового кодекса и получали в эти недели, в эти месяцы. Поэтому есть позиция, скажем так, другая по этому вопросу уполномоченного по правам предпринимателей, не последний же человек. И позиция у "Атамекена" тоже не такая однозначная, как вы говорите. Поэтому правильную информацию надо давать", – подчеркнул Ашимбаев.

При этом если Минфин настаивает на внедрении механизма, то необходимо чётко законодательно урегулировать, кто входит в зону риска, добавил он. Иначе это правило может распространиться на всех предпринимателей и налоговики "в погоне за выполнением планов" начнут применять норму субъективно.

"Если вы эти лазейки оставите для них, это потом будет очень серьёзной проблемой для развития нашего бизнеса. Ведь у кого-то нет этого зачёта. Поэтому здесь тоже вопросы не в том плане, что вы просто говорите и мы всё сразу воспринимаем. Мы же тоже, в принципе, все вопросы прорабатывали здесь. Мы же понимаем все эти риски. И поэтому корректную информацию надо доводить, когда вы говорите с кем-то согласованно. Далее соответствующий комитет по финансовому бюджету проинформируйте, как вы определяете зону риска и сколько компаний туда попадает, и чтобы не было здесь дальше такого субъективного расширения этого списка, чтобы нагрузка на других предпринимателей не увеличивалась. Мы, с одной стороны, боремся вроде за экономический рост, с другой стороны, всё делаем, чтобы не так было легко. Скажем так, дипломатично", – заключил спикер сената.

Он потребовал от Минфина подготовить чёткую позицию.

В сенате продолжается рассмотрение проекта нового Налогового кодекса. Депутаты рассмотрят документ во втором чтении.

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ