Прямой эфир Новости спорта

В каких случаях физическое и моральное насилие не будут признавать пытками в Казахстане

depositphotos
depositphotos
В принятом сенатом законе есть уточнение о том, что насилие не будут признавать пытками, если оно законно применено определёнными людьми.

В Казахстане физическое насилие не будут признавать пытками, если оно применено в результате законных действий должностных людей, выступающих в официальном качестве.

Во время обсуждения закона РК по вопросам прав человека в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказания, а также предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения депутаты сената обратили внимание на то, что, по примечаниям, пытками не признаются физические и психические страдания, причинённые в результате законных действий должностных лиц, выступающих в официальном качестве, либо других лиц.

"Законопроект даёт новое понятие – лицо, выступающее в официальном качестве. Однако не уточняется, кто относится к другим лицам. Насколько юридически обосновано применение нормы, без определения лиц, кому её применять? Не приведёт ли это к необоснованному расширению круга лиц, действия которых не будет признаваться жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением или пыткой физические или психические страдания?" – спросил депутат Шакарым Буктугутов.

Министр внутренних дел Марат Ахметжанов подчеркнул, что к каждому подобному случаю будет индивидуальный подход. Всё будет зависеть от обстоятельств дела, от субъекта и объекта правонарушения. Министр заверил, что никто не уйдёт от наказания.

"Если есть другие составы преступления, например, превышение служебных полномочий, это тоже тяжкое преступление, которое предусматривает до 10 лет лишения свободы. По каждому случаю будем смотреть. Пытки – это значит пытать, чтобы добиться каких-то признательных показаний или получить какие-то сведения. Жестоким обращением называем то, что не противоречит законодательству. Могут, например, в психической больнице или где-то, применять меры принуждения. То есть надевать смирительную рубашку, и другие, которые должны по закону считаться действительно вынужденной мерой", – сказал Марат Ахметжанов. 

В свою очередь спикер сената Маулен Ашимбаев подчеркнул, что ужесточать наказание за пытки правильно. По его словам, это требование общества – поступает много жалоб, в том числе в сенат, на действия правоохранительных органов, на жесткое отношение, на насилие со стороны некоторых сотрудников силовых структур. Однако подавляющее большинство таких дел не доходит до суда, так как сложно доказать, что насилие или пытки действительно были применены. Спикер отметил, что доказать незаконные действия, совершённые в отношении граждан, можно благодаря видеонаблюдению.

"Сегодня 100% всех служебных помещений, где проводятся следственно-оперативные мероприятия, в том числе и коридоры, у нас под видеонаблюдением. Кроме того, камеры установлены таким образом, что имеется доступ как у руководства МВД, так и у надзорных органов – прокуроров. Оно не стирается, оно 30 суток хранится. Все колонии в этом году будут на 100% оснащены видеонаблюдением, уже мы начали работу. Из 72 учреждений 63 уже полностью под видеонаблюдением. Конечно, оно (видеонаблюдение. – Авт.) корректирует поведение, как осуждённых, так и наших сотрудников, потому что всё это фиксируется, всё мы видим", – заявил Марат Ахметжанов.

Министр заверил, что дела, касающиеся применения пыток, будут расследовать независимые органы, специальные прокуроры, которые будут проводить объективное расследование.


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров