Прямой эфир Новости спорта

Законопроект о масс-медиа: в МИОР пообещали учесть замечания журналистов

informburo.kz
informburo.kz
Журналисты считают, что законопроект не защищает их права, а вводит новые ограничения. В Мининформации пообещали учесть их мнение.

Что случилось. Члены рабочей группы по законопроекту о масс-медиа заявили, что в Мининформации изменили текст документа и внесли поправки, ограничивающие права журналистов Казахстана. Представители СМИ готовят обращение к президенту и планируют провести санкционированный митинг перед зданием Министерства информации и общественного развития. 

Контекст. Несколько месяцев члены рабочей группы, в состав которой вошли более 60 представителей медиасферы и журналисты, обсуждали совместно с Мининформации текст проекта закона о СМИ. Однако на портале "Открытые НПА" появился другой проект закона, который уже одобрен межведомственной комиссией. Члены рабочей группы подчеркнули, что не ознакомились с новой редакцией проекта и некоторые спорные пункты стали для них неожиданностью.

Что не устраивает журналистов. В частности, из проекта исчезла норма о сроке давности по искам, предъявляемым к средствам массовой информации по публикациям.

"Самая принципиальная норма, на которой мы настаивали, – это норма о введении срока исковой давности по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Мы об этом говорим очень много лет, не только наша организация, а все медиаэксперты, уже лет 10. Изначально в тексте МИОР была норма о сроке в три года, мы надеялись снизить его до года, как этот принято в разных странах, европейских в том числе. В итоге в последней версии эта норма исчезла вообще. Теперь срока исковой давности нет в принципе. Это главное упущение этого законопроекта", – сказала директор общественного фонда "Правовой медиа-центр" Диана Окремова на пресс-конференции. 

Также в документе появилась норма, по которой журналист должен согласовывать свои действия в особых условиях с уполномоченным органом. Под особыми условиями подразумевается любая чрезвычайная ситуация, военные действия и режим техногенного или социального характера. 

"По сути любую катастрофу, которая, к примеру, была в Экибастузе (коммунальная авария, которая повлекла за собой отключение тепла в районах города. – Авт.), те же январские события можно подвести под эти особые условия. Что происходит в этих особых условиях? Журналистам нужно согласовывать все действия с должностными лицами, согласовывать материалы с должностными лицами, и, собственно, они не могут выполнять свои профессиональные обязанности без разрешения должностных лиц. Мне кажется, это чрезмерный контроль над СМИ", – добавила Диана Окремова.


Также законопроектом вводятся новые условия выдачи и отзыва пресс-карты. В итоговой редакции указано, что пресс-карта является документом, подтверждающим особый статус журналиста. Для получения пресс-карты нужно иметь журналистское образование. Если у работающего журналистом нет соответствующего диплома, то он должен иметь пятилетний опыт работы, иначе ему не будет выдана пресс-карта. 

"Не совсем понятна необходимость присутствия положения об этой пресс-карте. Ещё более непонятен механизм её выдачи. Определено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти могут использовать назначение журналиста и признание его полномочий через пресс-карту. То есть каждый госорган должен будет выдавать пресс-карту? Уточняется, что пресс-карта выдаётся комиссией по вопросам пресс-карт. В каждом госоргане будет создана комиссия? Например, Айнур Коскина не нравится госорганам, ей просто не выдадут туда пресс-карту, независимо оттого, что она аккредитованный журналист", – заявила журналист Айнур Коскина. 

Соучредитель и юрист общественного фонда "Правовой медиа-центр" Гульмира Биржанова отметила, что при принятии норм о пресс-карте министерство изучало международный опыт. Похожие нормы по пресс-картам действуют в Азербайджане и Турции. При этом у Азербайджана соответствующий закон был принят в прошлом году и вызвал массу негативных комментариев.

Обращение к президенту и митинг. Представители СМИ намерены принять решительные меры, чтобы отстоять свою позицию.

"Мы считаем, что Казахстан должен равняться на европейский опыт и должен обратить внимание на рекомендации международных организаций в отношении страны. Несколько лет назад президент заявил, что Казахстан нуждается в новом законе о СМИ, что он должен соответствовать реалиям нашего времени, должен способствовать развитию масс-медиа в Казахстане. И мы очень надеялись, что так и будет, так как действующий закон был принят в 1999 году, он достаточно устарел. Сейчас мы не видим нового законопроекта, мы видим слияние двух действующих законов. Мы хотим видеть принципиально новый закон о СМИ. Сегодня мы выступим с обращением к президенту о том, чтобы не оставлять его в таком виде. Мы надеемся, что, даже если сейчас не получится, то сможем отстоять право на свободу выражения мнения в парламенте", – сказала Гульмира Биржанова. 

Члены рабочей группы также готовят прошение в акимат для согласования санкционированного митинга перед зданием Мининформации в Астане. 

Что ответили в МИОР. В Мининформации уточнили, что они продолжают выступать за норму об исковой давности, но её не поддержали члены МВК. 

"У наших коллег есть понимание, что права человека неотъемлемы от рождения до смерти. И их аргументация в том, что не может быть. Сейчас законопроект находится в свободном доступе, действительно, этой нормы нет, но это не означает, что мы от неё отказались в МИОР. Мы будем настаивать на ней. Это я вам ответственно заявляю. После того, как правительство одобрит, документ пойдёт в наш законодательный орган. Мы вместе пойдём туда как члены рабочей группы и будем дальше работать над данной новеллой. Смысла нет обсуждать, потому что мы поддерживаем абсолютно", – сказал вице-министр информации Канат Искаков. 

Замдиректора департамента государственной политики в области СМИ Алишер Мукажан отметил, что согласование действий журналистов важно при военных действиях, поскольку есть риск раскрытия дислокации войск и антитеррористических мер. Он настоял, что эту норму ни в коем случае нельзя назвать цензурой. 

"Чтобы журналист действовал в особых условиях, он должен пройти обучение от министерства, которое организуют госорганы. Будет перечень журналистов, прошедших обучение, – пул. Соответственно, от количественного показателя пула будет закреплено количество сопровождающих журналистов лиц во время работы в особых условиях. Условно, в Астане 5-7 журналистов будут работать, рядом с этой группой будет присутствовать закреплённое за ними лицо. Мы подготовим подзаконный акт, который определит, сколько журналистов смогут пройти обучение", – прокомментировал Алишер Мукажан.

Вице-министр информации Канат Искаков заверил, что все комментарии и мнения журналистов будут учтены. По предложениям в министерстве проведут экспертизу, и после текст законопроекта вновь вынесут на обсуждение с государственными службами. 


 Кто охотится за казахстанскими журналистами и найдут ли власти заказчиков?


Почему это важно знать. Во Всемирном индексе свободы прессы, составляемом международной организацией "Репортёры без границ", в 2022 году Казахстан занял 122-е место из 180. Составители этого рейтинга признавали, что журналисты периодически сталкиваются с ограничениями доступа к информации, а вопросы масс-медиа на брифингах подвергаются цензуре. Президент Касым-Жомарт Токаев в прошлогоднем мартовском послании отмечал, что дальнейшие демократические преобразования в стране невозможны без независимых и ответственных средств массовой информации. Новый закон о СМИ призван учесть и интересы государства, и запросы общества, и тенденций развития медиасферы. Однако пока журналисты не видят в законопроекте перечисленных президентом целей, но отмечают нормы, которые могут усилить контроль государства над сферой медиа, ограничить права представителей СМИ, а, значит, и права всех казахстанцев на получение информации. 

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров