
2 июля Комитет национальной безопасности официально объявил о создании новой структуры – Службы по противодействию коррупции. Её образовали в результате реорганизации Агентства по противодействию коррупции, которое указом президента от 30 июня присоединили к КНБ.

Как пояснили в комитете, в настоящее время идут организационные мероприятия. До завершения юридических процедур Антикор продолжит работать в прежнем режиме.
Редакция Informburo.kz обратилась к экспертам за комментариями, как такое решение отразится на борьбе с коррупцией, которая была и остаётся большой проблемой Казахстана.
"Нужно как в Сингапуре..."
Экс-военный, ныне независимый юрист Даулет Жумабеков утверждает, что сегодняшнее решение президента "уже пройденный этап", так как своё время КНБ уже занимался экономическими и коррупционными преступлениями.
"Но на самом деле ничего хорошего из этого не вышло. Потому что известны случаи, когда сотрудники КНБ сами начали заниматься коррупцией. То есть вместо того, чтобы заниматься национальной безопасностью, они сосредоточились на таких экономических преступлениях, но не для того, чтобы их раскрывать, а для того, чтобы на этом пытаться заработать. Были такие факты. И потом было принято решение отделить от комитета экономические и коррупционные преступления", – рассказал Даулет Жумабеков.
К слову, в Шымкенте сейчас рассматривается дело по обвинению в получении взятки бывшего заместителя начальника ДКНБ Шымкента Маната Сарбасова.
Юрист считает, что решение о передачи Антикора в КНБ, возможно, продиктовано тем, что антикоррупционная служба не справилась с поставленными задачами.
"Честно говоря, я не жду от этого каких-то позитивных перемен. Боюсь возврата к той практике, когда злоупотребления будут совершать уже сотрудники КНБ. То есть велика вероятность того, что вопросы нацбезопасности будут отодвинуты в сторону, работники КНБ будут заниматься антикоррупционными делами, потому что они приносят намного больше денег", – высказался Жумабеков о рисках.
На вопрос, что бы он хотел улучшить в работе борцов с коррупцией, например, в методах работы или законодательно усилить ответственность за дачу и получение взяток, юрист ответил, что выдумывать ничего не надо. Есть положительный опыт того же Сингапура, о котором в Казахстане много говорили, но потом эти разговоры в конечном счёте забылись.
"Там было создано Бюро по борьбе с коррупцией, которое обладало огромнейшими полномочиями и имело возможность проверять даже первое лицо государства – самого Ли Куан Ю, который был известен высказыванием, что если ты хочешь бороться с коррупцией, то ты должен быть готов к тому, что тебе нужно будет посадить своих друзей или родственников. И, собственно, так и произошло", – привёл пример юрист.
Также Жумабеков сторонник обязательного декларирования не только доходов, но и расходов чиновников и высокопоставленных должностных лиц.
"В том же Сингапуре если должностное лицо, допустим, с доходом в тысячу долларов приобретает вдруг особняк за миллионы, и это становится известно, тогда его привлекают именно за коррупцию. И он, а не следователь, должен доказывать, что не украл эти деньги, должен доказать, откуда он взял и законным ли способом получил эти деньги. Если он не сможет доказать, значит, он совершил коррупционное преступление", – отметил Жумабеков.
Анализируя системные причины высокого уровня коррупции в Казахстане, юрист считает, что "рыба гниёт с головы".
К гипотезе генетической склонности той или иной нации к коррупции с учетом исторических факторов Жумабеков относится скептически и говорит, что в том же Сингапуре, где большая часть населения – это китайцы и малайцы, в результате политических реформ, антикоррупционных законов и эффективных государственных решений мздоимство удалось полностью искоренить.
"Любой народ можно сделать законопослушным. Нас же научили через штрафы пристёгиваться за рулем. Да, какое-то время это заняло, но теперь все пристёгиваются, и никто не видит в этом никакого ущемления. И если бы такая же системная работа велась при борьбе с коррупцией, то и в нашем обществе многое изменилось бы к лучшему", – резюмировал Даулет Жумабеков.
"При Токаеве от ответственности уходить стало сложнее"
Политолог Замир Каражанов назвал решение президента Токаева "логичным" и отметил, что после того, как КНБ подготовит документ, в котором будут обозначены полномочия нового антикоррупционного подразделения, тогда станет понятно, насколько новая структура будет более действенной в вопросах борьбы с коррупцией. По его мнению, при работе нового ведомства нужно в первую очередь обратить внимание на прозрачность и подконтрольность этой службы.
"Бороться с коррупцией без прозрачности невозможно. Об этом говорит опыт многих стран, которые достигают успеха в этом деле. Нужна подотчётность, подконтрольность перед мажилисом и маслихатами на разных уровнях представительных органов власти. То есть необходима прозрачность перед общественностью, в том числе информировать её через публикации в СМИ", – полагает Каражанов.
По словам эксперта, если КНБ будет регулярно отчитываться о проделанной работе и давать ясную картину происходящего, то ведомство сможет достигнуть успехов в борьбе с коррупцией.
"Но если КНБ будет просто делать какую-то работу, о которой никто не знает, то борьба с коррупцией просто уйдёт в непрозрачную сферу, когда на уровне ведомств кто-то с кем-то будет бороться. И в этом случае, конечно же, борьба с коррупцией может снизить свою эффективность", – предположил политолог.
Параллельно Каражанов хотел бы увидеть реформу и самого КНБ, потому что после известных январских событий 2022-го к работе комитета возникло немало вопросов.
"Борьба с коррупцией не ограничивается только следственными действиями или деятельностью правоохранительных органов. Необходим комплексный подход, который предполагает работу с населением и повышением ответственности госслужащих. Должна быть подотчётность у системы госслужбы перед обществом", – сказал он.
Замир Каражанов, комментируя борьбу с коррупцией в стране, отмечает, что "при Токаеве коррупционерам от ответственности уходить стало сложно и их наказывают реальными сроками. А не так как было раньше – заплатил какую-то сумму и вышел на свободу".
"Борьба только силовыми методами к хорошему не приведёт"
Правозащитник Евгений Жовтис утверждает, что всякое бюрократическое, а тем более авторитарное государство всегда пытается повысить эффективность тех или иных госорганов разными структурными изменениями. В Казахстане такие реорганизации, включения, объединения и разъединения госструктур за 30 лет независимости происходили очень часто.
"При принятии таких решений иногда действуют какие-то корпоративные и субъективные соображения, иногда – реально объективные факторы. Об истинных причинах можно только догадываться, потому что у нас политика достаточно кулуарная. Потому что по-хорошему нынешнее решение должно было быть результатом каких-то специальных исследований. Нам, обществу, должны были объяснить, почему в том виде, в котором было создано Агентство по противодействию коррупции – оно не работает. Почему ещё раньше не работала налоговая полиция, а чуть позже, после неё – финансовая полиция", – заметил Жовтис.
По словам эксперта, при плюралистической политической системе нынешнее решение руководства страны должно было сопровождаться запросами от оппозиции в парламенте, публичными дебатами на телеканалах и общественными слушаниями.
Жовтис ещё в 1990-е был соучредителем Общественного фонда Транспаренси Интернэшнл – Казахстан (национальное отделение международной организации Transparency International), которое специализировалось на исследованиях и выработке рекомендаций по искоренению коррупции на системном уровне. В настоящее время спикер говорит о разных видах коррупции. Борьба с коррупцией исключительно силовыми методами редко приводит к чему-то хорошему, считает он.
"Можно говорить о так называемой низовой коррупции, когда вы боретесь со взяточничеством, фаворитизмом, трайбализмом и прочим. Но бывает ещё и коррупция, которая укоренена в государственной системе – политическая коррупция или системная коррупция. И бороться с такой коррупцией очень сложно, если не проводить политических реформ, если в стране нет реального разделения ветвей власти, системы сдерживания противовесов, сильного гражданского общества, политической оппозиции, независимых выборов и СМИ. Ещё меня всегда интересует: кто будет бороться с коррупцией внутри самого антикоррупционного ведомства?" – задался вопросом правозащитник.
По итогам 2024 года Казахстан по Индексу восприятия коррупции (ИВК) набрал 40 баллов из 100 возможных (88-е место из 180 стран) и это на один балл больше по сравнению с 2023 годом. Такое же количество баллов набрали Суринам, Северная Македония и Вьетнам.
Справка Informburo.kz
Индекс восприятия коррупции в 2024 году
- Казахстан – 40 баллов (88-е место);
- Узбекистан – 32 балла (121-е место);
- Кыргызстан – 25 баллов (146-е место);
- Россия – 22 балла (164-е место);
- Туркменистан – 17 баллов (165-е место).
"Несмотря на ряд антикоррупционных инициатив, страна продолжает оставаться в зоне высокого риска коррупции. Этот показатель демонстрирует, что уровень коррупции в Казахстане остаётся серьёзной проблемой, требующей решительных мер со стороны государства и гражданского общества", – говорится в отчёте Transparency International.
-
1Зарабатывайте на телеграм-канале от 1500 подписчиков
-
2168
-
0
-
0
-
-
2⚠️ Перекрёсток Жумабаева и Айнаколь временно перекроют в Астане
-
2324
-
1
-
3
-
-
3💬 Хотел купить моё молчание тремя квартирами – бывшая жена Сакена Мамаша о приговоре
-
2090
-
14
-
41
-
-
4‼️В Астане на стройке BI Group упал кран, погиб рабочий
-
1983
-
7
-
34
-
-
5❗️Незаконное использование воды: министерство и акимат Жамбылской области будут вместе бороться с чёрным рынком
-
2006
-
0
-
14
-
-
6‼️ ЧП с пострадавшими произошло в АО "КазАзот" в Актау: что известно
-
2003
-
1
-
10
-
-
7⁉️Разъяснение нового Налогового кодекса: спецрежимы и упрощение администрирования
-
1895
-
6
-
12
-
-
8❗️В Казахстане вклад туризма в ВВП пока не может перешагнуть допандемийные 4% – эксперт
-
1861
-
0
-
4
-
-
9☀️На юге сильная жара, на севере комфортно: прогноз погоды в мегаполисах Казахстана на три дня
-
1801
-
0
-
3
-
-
10❗️Несколько месяцев без зарплаты: 197 млн тенге задолжали работникам в Актау
-
1832
-
1
-
11
-