Прямой эфир Новости спорта

Covid 2019–2024. Итоги пятилетней борьбы с вирусом, который потряс весь мир

За годы пандемии коронавирус перенесли более миллиона казахстанцев. Около 20% переболевших могли столкнуться с постковидным синдромом.

Ровно пять лет назад ранее неизвестный вид коронавирусной инфекции начал распространяться по миру с ужасающей скоростью. Этому предшествовали сообщения о том, что в городе Ухане провинции Хубэй зафиксировали первые случаи пневмонии неизвестного происхождения. Чуть позже ВОЗ дала название вирусу SARS-CoV-2. И уже 30 января 2020-го вспышку коронавируса объявили черзвычайной ситуацией в сфере общественного здравоохранения.

В общей сложности Covid-19 унёс жизни не меньше 13 млн человек по всему миру и за два года попал в пятёрку самых распространённых причин смертности. Но где он теперь?

Куда делся Covid-19, с какими последствиями до сих пор сталкиваются переболевшие и как пандемия повлияла на здравоохранение Казахстана, разбиралась журналист Informburo.kz.

Что стало с вирусом?

Вспышку коронавирусной инфекции в Казахстане официально объявили пандемией в марте 2020 года. К тому времени в страну завезли тесты и начали проверять группы риска, в том числе приезжающих в Казахстан из-за рубежа.

Казахстан (впрочем, как и другие страны) пережил немало: и режим ЧП, и карантин с блокпостами и ограничением на въезд-выезд людей в Астане и Алматы. 13 июля в стране объявили днём общенационального траура по умершим от коронавируса...

Спустя полтора года число заболевших в Казахстане приблизилось к миллиону. Массовая вакцинация в стране началась в феврале 2021 года.

Люди в одной из поликлиник Алматы ожидают вакцинации против Covid-19 в ноябре 2021 года / Фото из архива Informburo.kz

С 2020 по 2023 год вирусом Covid-19 переболело более миллиона казахстанцев, примерно 13 тысяч из которых погибли. Пик заболеваемости пришёлся на январь 2022 года, после чего количество инфицированных начало снижаться. В настоящее время казахстанцы чаще болеют корью и коклюшем, чем ковидом. 

Отделение реанимации Центральной городской клинической больницы Астаны в июле 2021 года / Фото из архива Informburo.kz

По данным Комитета санитарно-эпидемиологического контроля, за 10 месяцев 2024 года ковидом переболели 1909 казахстанцев, при этом ни одного летального случая не зафиксировали. Замруководителя Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Алматы Асель Калыкова объяснила, что заболеваемость уменьшилась по двум причинам.

"Во-первых, со временем вирус сам по себе стал менее летальным. Это естественный процесс, о котором нас изначально предупреждали вирусологи. А во-вторых, у нас появился коллективный иммунитет. В Алматы вакцинацию от ковида прошло 95% взрослого населения, что обеспечило достаточную прослойку невосприимчивых к болезни людей. Я с уверенностью могу сказать, что без вакцинации мы бы не добились такого стремительного снижения заболеваемости", – высказалась заместитель главного государственного санитарного врача.

Доктор Калыкова добавила, что Covid-19 из смертельно опасного вируса превратился в сезонное ОРВИ, но по-прежнему представляет угрозу для людей с иммунодефицитом, пожилых и младенцев. 

Ни вакцины, ни лекарств

Если в начале пандемии ковид по всему миру лечили симптоматически, то в апреле 2022 года ВОЗ разработала руководство по лечению болезни с использованием специфических противовирусных препаратов. Всемирная организация здравоохранения рекомендует применять комбинацию нирматрелвир-ритонавир для лечения лиц с высоким и средним уровнем риска госпитализации. В группе высокого риска люди с иммунодефицитом, в группе среднего – пациенты старше 65 лет и лица, страдающие хроническими заболеваниями. 

Несмотря на то, что это единственная комбинация препаратов с доказанной эффективностью против коронавируса, в Казахстане таких лекарств нет. Пациентам по-прежнему предлагают симптоматическое лечение и нередко антибиотикотерапию, которая не входит в клинические рекомендации ВОЗ.

"Препараты с действующими веществами нирматрелвир и ритонавир в реестре лекарственных средств не зарегистрированы. В текущем году заболеваемость КВИ протекает в лёгкой форме, основная часть заболевших получает амбулаторное лечение, осложнений, связанных с Covid-19, не зарегистрировано", – объяснили в Минздраве. 

В ведомстве эпидемиологическую ситуацию по ковиду оценивают как стабильную, поэтому вакцинацию не проводят. Отечественный препарат QazVac, на разработку которого ушло более 2 млрд тенге, больше не производят. На заводе для производства этой вакцины, строительство которого обошлось примерно в 7 млрд тенге, теперь выпускают ветеринарные препараты. 

Препарат QazVac в одной из алматинских поликлиник в ноябре 2021 года / Фото из архива Informburo.kz

По данным МЗРК, за три года на борьбу с вирусом ушло по меньшей мере 400 млрд тенге. И это только те средства, выделение которых курировал непосредственно Минздрав. 

Адекватность реакции

На фоне вышесказанного меры, которые государство принимало во время пандемии, кажутся чрезмерными. Но медики так не считают. Врач-хирург Ботагоз Каукенова, которая во время пандемии занималась просветительской деятельностью, отметила слаженность и скорость реакции медицинской системы Казахстана. 

"Легко рассуждать о правильности решений задним числом, особенно когда ты сам этих решений не принимал. И я, и мои коллеги сходимся во мнении, что реакция на пандемию ковида была оправданной. Причём как со стороны международного сообщества, так и со стороны Казахстана. В 2020 году никто не знал, чего ждать от нового вируса. А то, что люди умирают тысячами, врачи знали точно. И реагировали соответственно. Масштабы пандемии Covid-19 можно сравнить разве что с пандемией "испанки" (испанский грипп. – Ред.), которая бушевала в 1918–1920 годы. Никто из ныне живущих не застал того времени, той борьбы. Мы совершали ошибки, но всё же смогли взять инфекцию под контроль", – высказалась доктор Каукенова. 

По мнению Ботагоз Каукеновой, пандемия вскрыла множество фундаментальных проблем системы здравоохранения, одна из которых – отсутствие регулярной коммуникации между врачами и пациентами. В критической ситуации люди массово занимались самолечением, практиковали опасные для жизни процедуры или просто впадали в панику.

В ответ на этот вызов был создан медицинский просветительский проект Medsupport.kz, с помощью которого молодые врачи доносили до соотечественников информацию о методах лечения, вакцинации и профилактике разных заболеваний. 

"Во время пандемии информация была на вес золота. Новые исследования выходили постоянно, и всё на английском. Даже у врачей не хватало времени разбираться во всём. Я с коллегами анализировала эти данные и переводила на русский и казахский языки. Ведь на государственном языке информации почти не было. Так мы выстраивали коммуникации и повышали доверие людей к медицинской системе. Наш проект развивается до сих пор", – рассказала Ботагоз Каукенова. 

Асель Калыкова в свою очередь обратила внимание на темпы развития отечественного здравоохранения. Во время пандемии в стране появились дополнительные специальности и рабочие места, зарплаты медперсонала увеличились, а стационары оснастили новым диагностическим оборудованием. В стране приняли закон "О биологической безопасности", для развития биофармацевтической науки создали Национальный холдинг QazBioPharm, оцифровали деятельность санитарно-эпидемиологической службы и разработали систему эпидемиологического реагирования.

Постковидный синдром

Отдельного упоминания заслуживает постковидный синдром. Как объяснила заместитель главного врача инфекционной клинической больницы Тамара Утаганова, этот термин уже внесён в международную классификацию болезней как "состояние после перенесённого Covid-19".

"Постковидный синдром – это комплекс симптомов, которые беспокоят человека после перенесённого коронавируса. Острых проявлений инфекции или осложнений нет, основной курс лечения завершён, но пациент не чувствует себя здоровым. Наличие ПКС обнаружили ещё в начале пандемии и внесли в международную классификацию в сентябре 2020 года. С начала пандемии начали изучать характеристики всех штаммов коронавируса, и эту работу продолжают до сих пор", – рассказала инфекционист. 

Согласно систематическому анализу распространённости постковидного синдрома, опубликованному в журнале BMC Public Health (июль 2024 года), это состояние наблюдается примерно у 20% переболевших. При этом риск возникновения ПКС не зависит от тяжести самого заболевания. 

Среди симптомов постковидного синдрома:

  • усталость;
  • одышка или затруднённое дыхание;
  • проблемы с памятью, концентрацией внимания или сном;
  • постоянный кашель;
  • боль в груди;
  • проблемы с речью;
  • мышечные боли;
  • потеря обоняния или вкуса;
  • депрессия или беспокойство;
  • длительное повышение температуры тела.

Пока пациентам с ПКС предлагают только симптоматическое лечение, ведь механизм возникновения болезни до сих пор не изучен. В Казахстане такой диагноз не ставят и учёт случаев постковидного синдрома не ведут. Но в клинической практике пациенты с подобными жалобами встречаются. 

Исследования продолжаются

За темпами распространения коронавирусной инфекции в мире следит ВОЗ, регулярно публикуя инфографику. Но Казахстан эпидемиологические данные не предоставляет, поэтому в статистике ВОЗ за текущий год у страны нулевой уровень распространённости Covid-19. 

Карта распространённости Covid-19 за сентябрь – ноябрь 2024 года. В Европе по-прежнему фиксируют десятки тысяч заболевших / Карта с сайта Data.who.int

Вирус, из-за которого два года назад казахстанцы неделями не выходили из квартир, использовали литры санитайзера и ежедневно носили маски, сегодня приравнен к обычной простуде. В мире появились вакцины и специфическое лечение, а аппараты искусственной вентиляции лёгких перестали быть редкостью. При этом учёные продолжают изучать долгосрочные последствия коронавирусной инфекции и наблюдать за распространением вируса. Как подчеркнули инфекционисты, в медицине до конца решённых проблем не бывает. 

Новости партнеров