Прямой эфир Новости спорта

Гранты в 5 млн тенге – на реализацию самых успешных проектов отечественного МСБ

Накануне выставки. Финал. проекта "Одно село – один продукт" / Фото Informburo.kz
Накануне выставки. Финал. проекта "Одно село – один продукт" / Фото Informburo.kz
Сделано в Казахстане. Чем удивили женщины-предприниматели – финалисты проекта "Одно село – один продукт".

В Астане прошёл Форум малого и среднего бизнеса "Адал азамат. Адал еңбек. Адал бизнес", который объединил предпринимателей со всех регионов Казахстана. Центральной темой форума стали инновационные подходы и эффективные решения для устойчивого развития малого и среднего бизнеса, а изюминкой – выставка в рамках проекта "Одно село – один продукт".  

Выставка в Астане в рамках проекта "Одно село – один продукт" / Фото Informburo.kz

Проект, реализуемый НПП "Атамекен" совместно с госорганами, зарекомендовал себя как эффективный инструмент поддержки локальных производителей, которые делают продукцию исключительно из местного сырья и вручную. Главный критерий для участия в проекте – в производстве должны использоваться несложные инструменты и механизмы, не требующие больших финансовых затрат.

Проект направлен на повышение благосостояния, уровня жизни простых граждан, содействие женщинам-предпринимателям в расширении рынков сбыта их продукции с дальнейшим выходом на экспорт.

"Хотела помочь страдающим от кожных заболеваний"

Арсена Кушжанова из города Аральска (Кызылординская область) производит натуральное мыло с использованием экстрактов лечебных растений из своего региона, например, жантака (верблюжья колючка) с добавлением верблюжьего и козьего молока.

Предпринимательница из Аральска Арсена Кушжанова (слева) показывает свою продукцию / Фото Informburo.kz

А всё началось с того, что у дочери предпринимательницы обнаружили атопический дерматит (нейродермит) – одно из наиболее распространённых кожных заболеваний. Аллерголог категорически запретила пользоваться моющими средствами из обычных магазинов.

"Кожа воспалялась от аллергенов, присутствующих в фабричной продукции – мыле, гелях и шампунях. Гипоаллергенную продукцию мы заказывали из Швейцарии и Испании. Она нам очень дорого обходилась. Поэтому я начала много читать и изучать исследования местных учёных о полезных свойствах местных трав. Стала экспериментировать, а потом решила изготавливать собственное гипоаллергенное мыло, чтобы помочь не только своему ребёнку, но и другим людям, страдающим от кожных заболеваний. Сначала добавляла в обычное мыло череду и ромашку, но потом остановилась на жантаке и молоке", – рассказала Арсена Кушжанова.   

Технологию изготовления мыла на основе жиров и масел Арсена Кушжанова позаимствовала у предков. В далёком прошлом кочевники кипятили говяжьи кости, чтобы получить хозяйственное мыло. Мыло предпринимательница производит исключительно вручную, без  использования какого-либо оборудования. Со временем продукцию начали заказывать знакомые, друзья и соседи. Теперь заказы поступают из Москвы, США и Европы.

Говорит, её продукция на сто процентов из природных ингредиентов, что подтвердили технологи из Японии.

"В нашем мыле нет химических добавок и синтетических красителей, которые вредят коже и природе. Наоборот, моя продукция способствует здоровью, успокаивает кожу, лечит от дерматита и псориаза. Даже упаковка от нашей продукции из быстро разлагаемых материалов", – сообщила предпринимательница.

Специалисты из Японии, которые приезжали для изучения полезных свойств мыла Арсены в Аральск, помогли ей не только с дизайном бренда, но и поделились знаниями об оптимальном составе такой продукции, проконсультировали о международной логистике.  

Мыло с добавлением жантака (верблюжья колючка), верблюжьего и козьего молока / Фото Informburo.kz

"Приходит много отзывов о положительных эффектах. Мы готовим соответствующие документы для экспорта нашего мыла в Японию и другие страны. Очень много людей интересуется технологией и составом, но мы, преодолев немало трудностей и испытаний, потратив столько сил и средств, пока не готовы их раскрыть. Возможно, в будущем я и начну обучать людей", – поделилась планами Арсена.  

Кушжанова прошла несколько онлайн-курсов и получила профильные сертификаты. В основе мыла при производстве используется не только животный жир, но ещё изготавливается версия для веганов с использованием растительных масел: сафлорового, пальмового или кокосового.  

По словам Арсены, в современном мире мыло с добавлением верблюжьего молока производится лишь в трёх странах: Казахстане, Объединённых Арабских Эмиратах и Иордании.

Пока это семейный бизнес, но в ближайшем будущем Кушжановы планирует нанимать людей для сбора жантака и других трав. Мыло продавали на выставке по 1500 тенге, посетители охотно его брали себе и в подарок.

"Цель – не коммерческая прибыль, а сохранение традиций"

Пенсионерка Марияш Алжанова из аула Айдарлы Кызылординской области создаёт изделия из войлока. Это текеметы и сырмаки, настенные ковры (тус кииз), персональные коврики (тосениш), изделия для поклажи и кроватей (комша или калауш), прихваты для казана (туткыш), а также чехлы и футляры для посуды (кесе кап).

Марияш Алжанова из Кызылординской области показывает изделие из войлока / Фото Informburo.kz

"Я родилась в ауле, где выращивали и разводили овец. И когда посёлки после развала СССР расформировали, овечья шерсть стала никому не нужной. До сих пор её во многих сёлах просто выбрасывают или сжигают. У меня душа болела, когда на наших глазах мы утрачивали уникальную технологию, которую нам оставили предки, выбрасывали ценное сырьё, поэтому решила заняться изготовлением войлока", – рассказала Марияш Алжанова, которая является членом Союза мастеров народного декоративно-прикладного творчества Казахстана и победительницей проекта "Одно село – один продукт" в регионе.    

По её словам, все свои изделия она с четырьмя подручными изготавливает, придерживаясь старинной технологии – мокрого валяния. Войлок использовался казахами практически везде и всегда, надёжно защищая от пронизывающего холода и утомляющей жары. Алжанова говорит, что войлок действует на неё как антистресс. Когда мастер сильно устаёт, то просто становится на кииз босыми ногами. ПО её уверениям, усталость как рукой снимает.

"Помню даже как в детстве при порезах бабушки прикладывали к ране дымящийся войлок в качестве обеззараживающего средства, и рана затягивалась. Оказывается, в составе шерсти есть йод, и она сама является антиаллергеном. Кроме того, войлок работал в жилище как очиститель воздуха, впитывая всю пыль. Все мои вещи из войлока не декоративные, а практического применения. Самое главное, они не изнашиваются и могут служить до ста лет", – может часами рассказывать о свойствах овечьей шерсти Марияш Алжанова.

Продукция на выставке "Одно село – один продукт" / Фото Informburo.kz

Продукцию мастерицы покупают не только местные музеи, но и обычные люди, которым нравится иметь дома национальные войлочные атрибуты.

"Моя цель – не получение коммерческой прибыли. Я хочу, чтобы нынешнее поколение не забыло про войлок, использовало его в быту, сохранило традиции и технологию обработки шерсти. Это нелёгкий труд, но мы должны это сделать", – сообщила она.

В 2023 году Марияш Алжанова получила от государства кредит на пять лет в размере 27 млн тенге под 2,5% годовых на открытие кооператива по программе "Ауыл аманаты". Ежемесячно она выплачивает 530 тысяч тенге и утверждает, что кредит не только помог ей в развитии бизнеса, но и мотивирует её не останавливаться на достигнутом.  

"В приоритете природа, а не массовое производство"

Анастасия Зозуля из города Риддера (Восточно-Казахстанская область) привезла на выставку чаи из горного разнотравья ВКО под собственным брендом "Мята".

"Мы живём на границе с Алтаем, предгорья которого богаты уникальными травами. Наши травяные чаи натуральные, вкусные и полезные. Они богаты витаминами и повышают иммунитет", – рассказала про свойства своей продукции Анастасия.

Анастасия Зозуля из ВКО у выставочного стенда с чаями собственного производства / Фото Informburo.kz

По словам Зозули, в сезон простуд её чаи особенно актуальны. Ведь она добавляет в состав малину, клубнику, таволгу и всё то, что содержит природный витамин С. В составе чаёв из Риддера есть ферментированный иван-чай, который заваривали и пили испокон веков предки.

"Сколько я себя помню, мы всегда дома заваривали и пили отвары из трав. Я решила пройти обучение в России, потом получила сертификат в Алматы, чтобы готовить травы по технологии. В наших чаях немаловажную роль играют сушка, ферментация, заготовка, уникальное авторское оборудование из дерева, которое не окисляет травы, и правильное купажирование. Поэтому наши чаи отличаются по вкусу от тех же российских", – добавила предпринимательница.

Стенд с чаями из трав с предгорий Алтая / Фото Informburo.kz

Точки продаж есть в Оскемене, также продукция реализуется через соцсети, налажена доставка. В сборе трав и производстве предпринимательнице помогают муж и мама. Ягоды семья выращивает в собственном саду. Сырьё проходит через сушильню также собственного производства. Стоит такой чай 2200 тенге за 50 грамм.

"Пока что у нас крафтовое производство, когда уделяется максимум внимания всем деталям качества. На массовое производство мы, скорее всего, не будем выходить, потому что в приоритете природа и качество. Мы не можем полностью взять и выкосить все травы. Это не тот бизнес, который приносит много денег, а дело для души и целевой аудитории, которая ценит натуральный и полезный продукт", – поделилась планами финалистка проекта ОСОП. В ближайшее время она получит грант на 5 млн тенге для продолжения производства. 

"Мы хотим, чтобы наши вещи были доступными для простых людей" 

Алмагуль Есенкулова из аула Акдала (Туркестанская область) шьёт чапаны и пропагандирует национальную женскую одежду. Например, кимешек – традиционный казахский женский головной убор. А её сыновья – мастера по выделке изготавливают вручную изделия из кожи. Особенной популярностью пользуются женские сумки, мужские ремни и колчаны для стрел в этностиле.

Алмагуль Есенкулова из Туркестанской области демонстрирует кожаные изделия / Фото Informburo.kz

По её словам, в стране есть 630 спортсменов-лучников, которых Есенкуловы на протяжении нескольких лет обеспечивают колчанами и всем остальным необходимым инвентарём.

"Мой второй сын учился на мастера по выделке кожи в Турции, а затем обучил нас. За основу дизайна и узоров мы берём образцы из музеев, где хранятся древние вещи наших предков, и добавляем что-то своё. Пытаемся экспериментировать и модернизировать с учётом современных тенденций", – рассказала Алмагуль Есенкулова.

Есенкулова начинала шить из дома, а затем в 2020 году решилась зарегистрировать ИП и выиграла грант на 555 тысяч тенге. Сегодня у неё работают в небольшой мастерской, расположенной прямо во дворе её дома, семь человек. Один из сыновей предпринимательницы также работает с деревом, изготавливает домбру и астау (деревянную посуду для мяса).

"Недавно мы закупили станки и начали шить кожаную обувь. Наша миссия – производство и поддержка отечественной продукции, поэтому мы продаём свои вещи недорого, хотим, чтобы они были доступными для простых людей. Например, мужские ремни стоят по 4 тысячи тенге, а женские сумки – по 10–12 тысяч", – говорит Алмагуль Есенкулова.

Изделия из кожи на выставке в рамках проекта "Одно село – один продукт" / Фото Informburo.kz

В сырье и клиентах, по словам предпринимательницы, дефицита нет, проблема в производственных площадях. Семья планирует расширять бизнес, и для этого ей нужна более просторная мастерская.

"Это пока главная задача на сегодня. Необходимо место для станков, ещё хотим нанять побольше рабочих. Хотелось бы, чтобы нам оказали содействие в получении льготного кредита, чтобы мы сами могли построить помещение. Ещё просим, чтобы нам выделили место для продажи нашей продукции в Туркестане, куда приезжает много туристов", – поделилась планами финалистка проекта.

Кроме бизнеса предпринимательница не забывает и про общественную работу – ведёт кружок рукоделия для школьниц в местном Доме культуры.

Новости партнеров