Прямой эфир Новости спорта

Неуплата алиментов в Казахстане. Какие пробелы в законодательстве необходимо устранять

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
Реальные истории о злостных неплательщиках и о том, как они скрывают свои доходы.

Проблема уклонения от уплаты алиментов остаётся острейшей в Казахстане. Предсказуемо, что подавляющее большинство уклонистов от уплаты алиментов составляют мужчины – 96%, тогда как доля женщин составляет лишь 4%. Так, согласно данным Минюста, в настоящее время в республике насчитывается свыше 290 тысяч должников по алиментам, из которых 280 тысяч – мужчины и более 11 тысяч – женщины.

Корреспондент Informburo.kz выясняла, почему мужчины после развода часто избегают выполнения финансовых обязательств перед детьми.

Смотрите также эфир в Инстаграм, посвященный теме: "Бывшие" дети: что делать с миллиардными долгами по алиментам?

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Kaz informburo.kz (@kaz_informburo)

"Муж не платит алименты, а ЧСИ мои жалобы игнорируют"

Жансая Жанибекова проживает в столице со своим сыном. Её бывший муж скрывает свои доходы уже больше трёх месяцев. Теоретически такое дело считается уголовным. Но на практике, по словам женщины, муж остаётся безнаказанным, потому что судебные исполнители не торопятся решать её проблему. 

"С мужем я в разводе полтора года. За это время он лишь раз в ноябре прошлого года оплатил алименты в размере 18 000 тенге. У нас общий ребёнок, которому скоро исполнится четыре года. Сейчас в моей жизни возникло множество проблем: нужно одевать и кормить ребёнка, оплачивать детский сад, покупать витамины и лекарства. Всё это требует денег. Также есть расходы на жильё. Мне приходится самой как-то выживать. Помогают частично в этом родители. Это всё, конечно же, может сказаться на будущем нашего ребёнка, когда он начнёт учиться. Я считаю, что родители должны нести расходы на ребёнка поровну. Однако бывший муж никак не участвует в этом", – делится своими переживаниями собеседница. 

Жансая Жанибекова многократно жаловалась за бездействие судоисполнителя в Палату частных судебных исполнителей, однако это не дало результатов. Девушка писала заявление и в полицию с просьбой возбудить уголовное дело против бывшего мужа, но и это предложение осталось без внимания.

"Я крайне не удовлетворена работой судебных исполнителей. Они не только не помогают, но даже перестали отвечать на звонки", – высказалась женщина.

От общих знакомых бывшая супруга узнала, что мужчина получал часть дохода на карту, а часть – наличными по сговору с бухгалтерами. По словам девушки, на данный момент бывший муж имеет статус безработного. Несмотря на это, он трудится неофициально, скрывая доходы.

"Однажды он перечислил мне около 5000–7000 тенге на карту, а часть зарплаты получил наличными через кассу. Тогда бывший муж работал в компании Metro в Астане. После моего обращения директор компании уволил бухгалтера и попросил меня не писать жалобу. Частный судебный исполнитель знала об этом случае, но ничего не предприняла. Экс-супруг продолжает скрывать свои доходы на новом рабочем месте", – рассказала девушка.

Сколько неплательщиков в Казахстане

На начало 2024 года количество проблемных алиментных дел составляло 16 197 с общей суммой задолженности в 20,7 млрд тенге. Сейчас количество таких дел снизилось на более чем 20% – до 12 883, а сумма задолженности уменьшилась на 35% – до 13 млрд тенге. Такие данные привели в Минюсте. 

Свыше 95% алиментных дел обрабатываются через бухгалтерские службы работодателей. Для более чем семи тысяч должников введены временные ограничения на выезд за пределы Казахстана. 13 тысячам должников помогли найти работу. 

С начала 2024 года к административной ответственности привлекли 1875 человек, которые не платят алименты.

По статье 139 Уголовного кодекса РК (неисполнение обязанностей по уплате алиментов на содержание детей, нетрудоспособных родителей, нетрудоспособного супруга) зарегистрировали 304 дела для привлечения должников к уголовной ответственности.

В суд направили 115 дел, 55 должников были осуждены.

Портрет неплательщика: "эмоционально незрелая личность"

Несмотря на дефицит социологических данных о должниках по алиментам в Казахстане, эксперт по семейной и гендерной политике, кандидат экономических наук, доцент ГТА Айгуль Ракишева назвала наиболее характерные черты должников. 

"Должник – чаще всего мужчина, безработный, не имеющий постоянного источника дохода либо скрывающий его. В большинстве случаях он – эмоционально незрелая личность, не желающая принимать ответственность ни за себя, ни за детей. Согласно статистике, больше должников в возрастной категории 30–39 лет, на втором месте – 40–49 лет. Чаще это человек со средним, средне-специальным образованием", – объясняет эксперт. 

К сведению, последние результаты комплексного национального социологического исследования "Роль мужчин, их степень вовлечённости в семейную жизнь и воспитание детей в Казахстане" за 2021 год показали, что 59% регулярно платят алименты детям от предыдущих браков. Однако 38% мужчин не платят алименты вовсе, 3% делают это время от времени. 

Мужчины, не платящие алименты или делающие это нерегулярно, объясняют своё поведение следующими причинами: добровольная помощь ребёнку, отсутствие заявлений на алименты, нежелание бывшей супруги, отсутствие необходимости и договорённости между сторонами, редкие встречи с ребёнком, личный отказ, инициатива бывшей супруги на развод и юридическое непризнание отцовства.

"Главная причина уклонения от выплат ­ – это безответственность и неверное представление о семейных ценностях у взрослого человека. Есть категория людей, которые убеждены в том, что они не обязаны воспитывать детей и нести за них моральную и материальную ответственность. Такие родители, помимо безответственного отношения, могут вдобавок иметь пагубные привычки или судимость. И в таком случае финансовое положение не оказывает сильного влияния на их решение", – рассказала Айгуль Ракишева. 

Должники, по словам эксперта, идут на разные ухищрения, чтобы уклониться от исполнения обязанностей. Они могут скрывать или значительно занижать свои доходы, переписывать своё имущество на родственников. 

У родителя, осознающего свою ответственность, также могут возникнуть временные трудности, объясняет Ракишева. Это может быть потеря работы, снижение дохода, ухудшение здоровья и вследствие этого потеря трудоспособности, долговые обязательства перед банками. И как только проблемы разрешаются, выплаты по алиментам становятся более стабильными. 

"Осознанный родитель не будет ограничиваться только официальным размером алиментов, а будет помогать финансово больше, насколько позволяют его возможности, а также принимать активное участие в воспитании и развитии детей, организации времяпровождения и досуга с детьми. Конечно, со временем у родителя, оплачивающего алименты, может появиться и другая семья, в которой также родятся дети. Это обстоятельство также может отразиться на размере алиментов и периодичности их выплат", – добавила эксперт по семейной и гендерной политике.

Она обратила внимание на психологическую зрелость личности родителя – его эмоциональную устойчивость и отношения между бывшими супругами. Она отметила, чаще между ними складываются неприязненные отношения. Они могут поддаваться таким эмоциям, как обида, злость, ненависть.

Алименты в таком случае становятся своеобразным инструментом манипулирования, считает Айгуль Ракишева.  

Существенной разницы в причинах невыплаты алиментов между мужчинами и женщинами, как полагает эксперт, не существует. Обычно на первый план выходит вопрос личной ответственности и финансовых возможностей родителя. 

"В казахстанском обществе мы привыкли считать женщину хранительницей очага, отвечающей как за воспитание детей, так и за быт. Поэтому злостные неплательщицы по алиментам среди женщин для нас кажутся чем-то непривычным. Такие случаи имеются, хоть и не так часты. На них реакция в обществе острее по сравнению с мужчинами", – считает Ракишева.

О ЧСИ и сложностях доказательной базы

По мнению адвоката Светланы Алсаевой, взыскание алиментов часто осложняется скрытием доходов и попытками уклонения от уплаты. Мужчины после развода, как правило, считают, что женщины тратят алименты на себя, а не на детей. Тем не менее, как сказала адвокат, существует закон, который позволяет запрашивать отчёт о расходах. 

"Женщина развелась с мужем десять лет назад. У них было двое детей. Сразу после развода он женился, во втором браке тоже родились двое детей. За десять лет он выплачивал минимальные алименты бывшей жене. Вначале женщина сама зарабатывала, но позже у неё начались проблемы со здоровьем. Она попросила увеличить алименты. Однако мужчина отказался", – рассказывает историю из частной практики адвокат.

По словам Светланы Алсаевой, мужчина совместно со второй женой приобрёл квартиру и машину, которые были записаны на её имя. Несмотря на это, он утверждал, что у него нет денег, его нынешняя жена содержит его и их детей.

"Через частного судебного исполнителя по моему ходатайству мы запросили выписки из банка, которые показали, что за два с половиной года через его счёт прошло около 70 млн тенге. Учитывая, что его официальный доход составляет 60 тысяч тенге в месяц, возникали вопросы. Должник утверждал, что эти деньги не его, а жены. По выписке было очевидно, что они ни в чём себе не отказывают – ходят по развлекательным центрам, кафе и ресторанам. Благодаря этой выписке в пользу детей от первого брака удалось взыскать алименты", – рассказывает подробности юрист.

Другая история. Чтобы избежать уплаты алиментов в твёрдой денежной сумме, мужчина фиктивно развёлся со второй женой, с которой продолжал жить вместе, рассказывает адвокат. Вторая жена также якобы подала на алименты. Мужчина предъявил судебный приказ, но когда судья запросил документы, оказалось, что приказ не был направлен на исполнение.

"Многие должники стараются скрыть свой реальный доход и указывают минимальную заработную плату в размере 85 тысяч тенге. Это позволяет им выплачивать алименты с этой суммы, даже если у них трое или более детей. Таким образом, они стараются избегать юридических проблем, изображая, что выполняют минимальные требования по закону", – объяснил заместитель руководителя Палаты частных судебных исполнителей Астаны Айбын Утегенов. 

Определить скрытые доходы должника для частных судебных исполнителей – крайне сложная задача. Айбын Утегенов отметил, что невозможно точно определить, скрывает ли должник свои доходы, пока частные судебные исполнители не получат официальную информацию о его зарплате. 

Чтобы выявить скрытые доходы, судебные органы требуют от должников предоставить выписки со счетов, где они могут иметь деньги, помимо официально декларированной зарплаты. Если на счетах найдены средства, явно превышающие официальный доход, то в этом случае скрытый доход выявить можно.

"Часто банки отказывают предоставлять такую информацию. Получается, что законодательство чаще защищает права должников, а не взыскателей и детей. В нашем законодательстве есть пробелы, которые мешают нам получать информацию напрямую от банков о поступлениях и расходах должников, если они не имеют задолженностей перед ними", – заявил Айбын Утегенов. 

В некоторых случаях должники могут открывать счета на близких родственников или вторых супругов, через которые проходят их доходы, что делает невозможным проверку. Типичная схема, когда должники переоформляют свои активы на других людей или компании, чтобы скрыть их от судебных исполнителей. Например, до развода у них был бизнес, который они оформляют на третье лицо, чтобы избежать взыскания. Эти схемы широко распространены, объяснил Утегенов. 

Он уверен, возможность запроса счетов близких родственников через суд позволит выявлять скрытые активы. Однако законодательство, по словам собеседника, часто ограничивает доступ к счетам третьих лиц. Это ещё одна проблема для судоисполнителей.

Какие реформы нужны

По мнению Айбына Утегенова, принудительный труд – единственное верное решение. Такая мера наказания сможет обеспечить выполнение обязательств должниками перед детьми, а также предотвратить негативные последствия для их будущего. 

"Средства, заработанные в результате этой работы, должны направляться на выплату алиментов. Если такие меры будут жёстко применять, значительная часть алиментщиков пересмотрят своё отношение к содержанию детей. Это особенно важно для Казахстана, где высок уровень разводов и задолженности по алиментам", – поделился своими соображениями Айбын Утегенов. 

Светлана Алсаева считает необходимым точно определить, с какого уровня дохода начинается взыскание алиментов. В настоящее время этот уровень равен минимальной заработной плате. Тем не менее такая привязка часто не учитывает реальные расходы на содержание детей и может оказаться недостаточной для обеспечения их нужд.

"На законодательном уровне следует установить минимальные алименты, соответствующие минимально необходимым расходам на жизнь, а не минимальной заработной плате. Это позволит обеспечить адекватное финансирование содержания детей. Если должник указывает минимальную заработную плату и отказывается выплачивать алименты, должны применяться меры, чтобы обеспечить исполнение его обязательств перед детьми", – считает адвокат.

В ряде зарубежных стран широко распространена практика обращения к семейным психологам. Многие проблемные вопросы бывшие супруги решают, не доводя ситуацию до критического состояния. По мнению Айгуль Ракишевой, в Казахстане, несмотря на то, что развивается это направление, всё же наблюдается недостаток квалифицированных семейных психологов. 

"Необходимо реализовывать меры по совершенствованию семейной политики, уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности, формированию чувства долга и ответственности, закладывать правильные нравственные ориентиры и семейные ценности, развивать осознанное родительство, стимулировать позитивный образ семьи", – уверена эксперт.

Отдельное внимание, по её мнению, необходимо также формировать нулевую терпимость к подобным фактам в обществе. Айгуль Ракишева уверена, что общество не должно относиться толерантно к фактам ущемления интересов детей и пренебрежительного отношения должников к уплате алиментов.

Новости партнеров