Прямой эфир Новости спорта

Ограничения на транзит казахстанского зерна через Россию: как можно спасти рекордный урожай

Казахстанское "золото" / Фото Informburo.kz
Казахстанское "золото" / Фото Informburo.kz
Можно ли договориться с РФ, какие варианты для сбыта сельхозпродукции существуют и во сколько они могут обойтись Казахстану.

По данным Министерства сельского хозяйства РК, в стране намолочено 26,5 млн тонн зерна при средней урожайности 16 ц/га. Это рекордный урожай, который теперь надо сохранить, переработать и реализовать. А вот с последним сложности.

Россия ввела ограничения на транзит всего казахстанского зерна, томатов, перца и семян из-за увеличения "числа карантинных объектов в подкарантинной продукции".

Уборка урожая пшеницы в Казахстане / Фото Informburo.kz

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов на заседании кабмина заявил,  что в этих условиях главная задача правительства – сохранить и реализовать собранный в этом году урожай.

Министерству сельского хозяйства и акиматам областей поручено обеспечить своевременный вывоз зерна с полей, просушку и засыпку на элеваторы, а хлебоприёмным предприятиям перейти на бесперебойный режим работы.

Редакция Informburo.kz выслушала мнения экспертов о том, как Казахстану выходить из сложившейся ситуации.

"Экспорт существенно усложняется"

Представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов сообщил, что из объяснения Россельхознадзора следует, что ввод ограничений связан с "фактом обнаружения карантинных объектов в большом количестве казахстанской продукции, что превышает уровень прошлого года в три раза". По его словам, подобное обычно случается как с казахстанской, так и с российской продукцией зачастую из-за человеческого фактора.

"Обычно такие факты касаются лишь определённого региона, и именно этот регион временно закрывается. Но ввод ограничения на всю страну, скорее всего, связан с каким-то политическим подтекстом. Возможно, это связано с запретом на импорт зерна, который Казахстан ввёл 16 августа. Но Казахстан ввёл запрет на импорт всего зерна, а не только российского. Поэтому обвинять Казахстан в том, что он избирательно подошёл к этому вопросу, было бы неправильно", – считает Евгений Карабанов.  

По данным эксперта, 16 сентября Россельхознадзор направил в адрес МСХ РК письмо с просьбой приостановить выдачу фитосанитарных сертификатов на пшеницу, семена, томаты и перцы, а позднее и на дыни. Затем временный запрет на вывоз коснулся и семян чечевицы.

"Нужно понимать, что ни чечевицу, ни пшеницу мы массово не экспортируем в Россию. Наша продукция лишь проходит транзитом через территорию РФ, в частности через порты на Чёрном море и на Балтике. В последнем решении Россельхознадзора говорится, что можно осуществлять перевалку в портах, но с ограничениями по типу прямой перевалки", – рассказал представитель Зернового союза.

Он также пояснил, что транспортировка массовой продукции, такой как пшеница, осуществляется большими судами вместимостью от 20 до 50 тысяч тонн. Для сравнения: 20 тысяч тонн – это 300 железнодорожных вагонов. Многие порты, по словам Карабанова, не имеют таких мощностей, чтобы их накопить. Важным моментом при прямой перевалке, которую предлагает РФ, является обеспечение одновременного подхода к порту как судна, так и вагонов. В противном случае либо судно будет ждать погрузки зерна в вагоны, что повлечёт простои, либо вагоны не смогут вовремя загрузиться, что также приведёт к финансовым потерям.

"Таким образом, существенно усложняется экспорт казахстанской продукции. Остаётся экспорт небольшими судами вместимостью 3–5 тысяч тонн. Но они менее эффективны, так как фрахт на них значительно выше, чем на больших судах. Это создаёт дополнительные расходы для экспортёров. Ограничения, установленные Россельхознадзором, негативно сказываются на транзите казахстанской продукции на мировые рынки – в страны Евросоюза, Северной Африки и в Турцию", – говорит эксперт.

"Нашим остаётся только завидовать российским фермерам"

Эксперт в сфере сельского хозяйства Алмасбек Садырбаев считает, что введённые со стороны России ограничения – это серьёзная проблема для Казахстана, но "правильное" и выгодное решение для российских фермеров.

"Мы видим, что данные ограничения – это проявления настоящего и нормального протекционизма со стороны Российской Федерации. Поэтому здесь мы (Казахстан) вряд ли можем повлиять на ситуацию. Казахстанским фермерам остаётся лишь завидовать фермерам из России и сожалеть, что наше Министерство сельского хозяйства такое беззубое", – прокомментировал Алмасбек Садырбаев.

Евгений Карабанов считает, что в этих условиях следует вести переговоры с РФ по снятию ограничений или способам транзита либо искать альтернативные маршруты. Но лучше и желательно делать и то и другое одновременно, чтобы подстраховаться.

Альтернативные маршруты, по его словам, существуют, но обойдутся Казахстану дороже. Первый маршрут проходит через страны Балтии, однако этот путь дороже на 30 долларов за тонну продукции по сравнению с маршрутом через российские порты. Второй маршрут – это срединный коридор через Каспий, который также на 15 долларов дороже прибалтийского пути. На этом маршруте есть дополнительная морская перевалка в азербайджанском порту, что приводит к дополнительным потерям.

Есть ещё и третий вариант – маршрут через Иран. Но на данный момент, как говорит Карабанов, маршрут этот существует только теоретически, и никто точно не знает, во сколько обойдётся республике транспортировка по нему своей продукции. Железнодорожная инфраструктура в Иране не так развита и однопутная. Кроме того, контейнерные отправки по суше стоят всегда дороже, чем по воде или вагонами-зерновозами по железной дороге.

В правительстве РК не склонны драматизировать ситуацию. В частности, вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев на последнем заседании правительства сообщил, что экспортный потенциал Казахстана по зерновым культурам оценивается в 12 млн тонн. Зерно планируют экспортировать в страны Центральной Азии, Афганистан и другие страны.   

"Исходя из текущего баланса сбора пшеницы Казахстану необходимо разместить на рынке порядка 2,5–3 млн тонн. Это существенно увеличивает давление на внутренние цены и требует срочных решений. Основные рынки для казахстанской пшеницы находятся в Центральной Азии, однако их ёмкость и платёжеспособный спрос ограничены. Проблемы также существуют с экспортом в Китай из-за дополнительных требований таможни КНР и инфраструктурных ограничений", – комментирует Карабанов.

Пшеничное поле в Алматинской области / Фото Informburo.kz

К слову, пресс-служба Минсельхоза накануне сообщила, что Китай готов возобновить экспорт зерновых из Казахстана. Стороны предварительно договорились об экспорте первых 100 тысяч тонн зерновых и такого же объёма масличных культур.

По словам эксперта Садырбаева, поставки зерновых в Китай могут помочь ситуации, но Поднебесная не станет завозить чужое зерно в ущерб собственному рынку. Более того, цены, качество и объёмы, которые может предложить Китаю Россия, по сути, сводят на нет экспорт казахстанских зерновых в КНР.

"Китай также придерживается протекционистской политики в сфере продовольственной безопасности. Потому как каждый миллион тонн зерна, который может зайти из Казахстана, будет сбивать цену внутри страны и устраивать там хаотичный неуправляемый рынок. В Китае в этом году собран хороший урожай. Кроме того, для Китая есть хорошее предложение со стороны РФ по дешёвой цене и большим объёмам", – считает Алмасбек Садырбаев.

Китаю, по его словам, проблемы Казахстана с экспортом совсем не интересны.

"Может, китайская сторона уважит и подпишет соглашение с Казахстаном на миллион, а то и на два миллиона тонн. Но фактически казахстанским фермерам не позволят ввезти в Китай такой объём зерновых, введя, например, ограничения на ввоз зерна в контейнеровозах и требуя ввоза только в зерновозах. А зерновозов у нас почти нет, и вполне возможно, что продекларированный объём зерна мы не вывезем, как это было в прошлом году. Поэтому на Китай не стоит рассчитывать", – заявил Садырбаев.  

Как быть фермерам?

Евгений Карабанов отметил, что фермерам сейчас крайне необходимо преобразовать зерно в деньги, чтобы рассчитаться по обязательствам перед финансовыми учреждениями. Как вариант он предложил рассмотреть субсидирование перевозок зерна по альтернативным маршрутам, а также выделение средств на закупку зерна у самих фермеров. Это поможет обеспечить ликвидность и даст возможность аграриям погасить долговые обязательства.

"Существует также проблема с элеваторами. Хотя теоретически у нас имеется 28 млн тонн складских мощностей, фактически ёмкости могут быть заполнены из-за технического состояния и необходимости оставлять свободные объёмы для работы с зерном. При этом основной объём зерна сосредоточен в трёх северных областях Казахстана, и перемещение его по стране становится сложной и финансово затратной задачей", – прогнозирует он.

Уборочная / Фото Informburo.kz

Возможный радикальный путь, который видит эксперт, чтобы обезопаситься и застраховаться от ограничений со стороны России в будущем, – это выход из Евразийского экономического сообщества.

"Только тогда мы сможем защищать интересы своих фермеров, своей страны и обеспечить продовольственную безопасность Казахстана. Иначе в едином экономическом пространстве это просто невозможно", – подытожил он.

Резюмируя сказанное, представитель Зернового союза Казахстана подчеркнул необходимость активно вести переговоры с Россией и искать компромисс, а также предложил обратить внимание на потенциальные и альтернативные маршруты экспорта. При этом важно понимать, что ситуация требует не только теоретического подхода, но и практических решений, чтобы избежать ухудшения качества и порчи зерна.

Между тем заместитель премьер-министра Серик Жумангарин на пресс-конференции в правительстве заявил, что в данный момент "ничего страшного не происходит" и проблему сильно раздувают.

Новости партнеров