В полдень 17 ноября вся страна, особенно женщины, с волнением и тревогой наблюдали за каждым движением судьи межрайонного специализированного суда по уголовным делам Атырауской области Заремой Хамидуллиной. Пришло время огласить приговор по делу об убийстве 23-летней Яны Легкодимовой.
Это убийство шокировало и почти целый год держало в напряжении весь Казахстан, прежде всего из-за того, с какой лёгкостью и цинизмом оно было совершено. Судья жёстко осудила попытки очернить жертву, а правозащитники назвали приговор историческим – впервые государство столь однозначно встало на сторону убитой женщины.
Пожизненный срок двум убийцам стал не только юридической, но и символической точкой в истории фемицида.
"Я действительно увидела ваше истинное лицо"
На скамье подсудимых находились двое друзей: 24-летний Ризуан Хайржанов и 25-летний Алтынбек Катимов. Первые четыре минуты судья перечисляла статьи обвинения, по одному из которых Хайржанову назначили 4 года лишения свободы. В этот момент зал замер, кто-то начал было возмущаться, но судья взглядом пресекла ропот, дав понять, что это ещё не окончательный приговор.
"Хайржанову Ризуану Аслановичу окончательно назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы. Местом отбывания наказания определить учреждение уголовной исполнительной системы чрезвычайной безопасности", – наконец зачитала судья резолютивную часть приговора. Зал взорвался аплодисментами.
Его подельнику Катимову назначили такое же наказание. Кроме того, в пользу матери убитой суд постановил взыскать 1 млн 955 тысяч тенге за нанесённый материальный ущерб и по 15 млн тенге с каждого осуждённого за моральный ущерб.
Затем судья обратилась к осуждённому Хайржанову.
"Вы утверждали, что она употребляла наркотические вещества, гуляла, вела аморальную жизнь. Однако это ничем не подтверждается. Из переписок не установлено, что она вам угрожала. Из ваших переписок установлено, что она вас только любила и требовала взаимности. Хайржанов, вы её убили за то, что Яна вас любила. Очерняя потерпевшую, вы показываете, что до сих пор не осознали своих действий и не встали на путь исправления. Не один день, а несколько дней подряд вы с Катимовым жестоко, цинично, со смехом обсуждали способы убийства. Вас только волновало и интересовало, как не быть задержанными полицией, а не судьба человека и состояние потерпевшей", – обратилась судья Хайржанову.
Она напомнила, что убийцы не признавали вину, пока следствие не нашло видео, на котором был зафиксирован момент убийства. По версии следствия, Хайржанов сначала задушил Яну в машине, а Катимов удерживал дверь, чтобы она не смогла выбраться. После этого они вывезли тело в сторону села Талдыколь и сбросили в реку Урал. Тело девушки искали в реке с конца октября 2024 года с перерывом на зиму. Останки Яны нашли лишь в июне 2025-го.
Яна Легкодимова родилась 31 августа 2001 года в посёлке Чапаево Акжайыкского района ЗКО. Окончив школу с красным аттестатом, Яна поступила по гранту в Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева по специальности "нефтегазовое дело". Легкодимовы переехали в Атырау. После университета Яна поступила в магистратуру и летом 2024 года получила степень магистра. Одновременно работала разработчиком в Казахском научно-исследовательском геологоразведочном нефтяном институте. По словам матери, Яна планировала продолжить учёбу в аспирантуре и защитить докторскую диссертацию.
"На протяжении всего процесса суд согласился только с одним вашим доводом, что вашим действиям нет оправдания. Действительно, суд не нашёл никаких оправдывающих обстоятельств. После убийства вы пришли в бар, где спокойно распивали спиртные напитки, всё время смеялись, не выражали никакого сожаления. Тогда я действительно увидела ваше истинное лицо", – заявила судья.
Журналисты тут же окружили Галину Легкодимову, чтобы она высказалась по приговору.
"Я считаю приговор полностью справедливым. И этого мало, но так как у нас в стране нет смертной казни, то это самая высшая мера, и я её полностью поддерживаю. Суд принял правильное решение. И самое главное, я хочу сказать огромное спасибо народу Казахстана, народу нашей страны, многим людям из разных стран, которые меня поддерживают. Я пришла в суд изначально проигравшей, потому что мне ребёнка никто не вернёт. Но я сумела очистить имя своей дочери от того, какой её изначально выставлял убийца. В первых показаниях он сказал, что она на него напала и она его душила, чтобы облегчить свою участь и ввести следствие в заблуждение. Это самое главное, зачем я пришла – чтобы они были наказаны и чтобы обелить имя своей дочери", – произнесла сквозь слёзы Галина.
Во время одного из последних заседаний Ризуан Хайржанов, ранее отказывавшийся давать показания, полностью признал вину.
"Ещё раз прошу прощения у Галины Юрьевны. Я бы отдал всё, чтобы вернуть время назад и не совершать преступление. Я не оправдываюсь – ничего не оправдывает меня. Яна снится мне каждый день. Мне нет покоя, я совершаю намаз", – заявил Хайржанов.
Алтынбек Катимов тоже признал участие в убийстве, заявив, что не согласен с обвинением, что делал это из-за корыстных мотивов.
"Я согласен с тем, что совершил – недонесение о преступлении и считаюсь соучастником. Но с тем, что это было сделано из корыстных целей, я не согласен. Я не пытался на этом заработать, это клевета. Полностью раскаиваюсь. В самый последний момент думал, что это шутка", – попытался оправдаться Катимов.
"Над Яной совершили более чудовищное убийство, чем мы знаем"
Корреспондент Informburo.kz обратился за комментариями к президенту общественного фонда "Общественное движение против насилия "НеМолчи.kz" Дине Смаиловой, которая одной из первых в республике подняла шум вокруг резонансного преступления.
Справка Informburo.kz
Дина Смаилова – основатель и бессменный руководитель общественного фонда "НеМолчи.kz". Проживает за пределами Казахстана с 2021 года.
В отношении Дины Смаиловой со стороны МВД РК расследуется несколько уголовных дел. В декабре 2023 года её объявили в розыск, после того как она покинула Казахстан и подала заявку на предоставление политического убежища в одной из европейских стран.
По её словам, несмотря на арестованные счета, в 2024 году фонд помог более чем 20 тысячам человек и передал в полицию 1500 дел, в результате чего осудили 41 преступника, включая тех, кто совершал убийства и изнасилования.
Черногория, где правозащитница проживает в настоящее время, отказалась выдать Казахстану Дину Смаилову. Ей присвоен статус политического беженца, находящегося под международной защитой.
Правозащитница начала привлекать внимание к трагедии Яны Легкодимовой после того, как к ней за помощью обратилась мать девушки Галина Легкодимова.
Смаилова максимально распространяла информацию о ходе дела в соцсетях, призывала СМИ не упускать дело Яны из виду и делала подробные отчёты после каждого судебного заседания.
Многие казахстанки считают, что за последние 10 лет Смаилова сформировала в казахстанском обществе совершенно новый уровень чувствительности к теме насилия над женщинами.
"Для меня это обычный фемицид, потому что очень много фактов свидетельствуют о том, что убийство произошло на почве ненависти к женщине", – считает Дина Смаилова.
Фемицид – это убийство женщин и девочек по признаку пола, являющееся проявлением ненависти к женщинам (мизогинии) и гендерной дискриминации. Это крайняя форма насилия, возникающая на почве убеждения в превосходстве одного пола над другим.
По мнению главы фонда, Яна и Ризуан воспитывались в двух "разных мирах". Яну растила независимая, самодостаточная и свободная мама, а Ризуан вырос в патриархальной семье, где женщине отведена далеко не первая роль.
"Во время одного из судебных заседаний отец Ризуана был возмущён размером морального ущерба, который требовала потерпевшая сторона, и произнёс ключевую, на мой взгляд, фразу: "Ты же не кормильца потеряла, просто дочь". То есть воспитанием отца в сына заложено очень мощное патриархальное семя о превосходстве мужчин над женщинами. От систематического превосходства, дискриминации и рождаются ненависть и насилие. Когда родители воспитывают детей в патриархальном духе, они не задумываются о том, что наносят своим детям колоссальный вред", – говорит Смаилова.
Фонд выступает против любых форм дискриминации. Потому что, по словам Смаиловой, на почве ненависти к женщинам начинается фемицид. На почве ненависти к ЛГБТ начинаются убийства, а на почве национальной ненависти рождаются войны.
"Они планировали идеальное убийство, но у них не получилось"
Хайржанов и Катимов, по мнению Смаиловой, социопаты, которые планировали идеальное убийство.
"Это два самоуверенных самца, которые привыкли к безнаказанности и вседозволенности. Они были уверены, что у них получится идеальное убийство. Два социопата заранее планировали убийство и подогревали друг друга мыслями о том, что у них всё получится. Мол, они такие крутые пацаны, они справятся. И со смехом убили человека", – говорит Дина Смаилова.
Социопат – человек с диссоциальным расстройством личности, который игнорирует социальные нормы, не испытывает чувства вины или раскаяния, а также имеет проблемы с эмпатией и построением глубоких эмоциональных связей. Для них характерны импульсивность, манипулятивность и эгоцентричность. Социопаты часто бывают обаятельными и могут успешно имитировать общественные реакции, чтобы манипулировать другими в своих интересах.
"Они планировали идеальное убийство, но оно у них не получилось. Потому что они не могли просчитать всё. Они не могли просчитать, например, что Яна ведёт дневник, что Ризуан начнёт заикаться, когда его впервые спросили, где убитая им девушка. Они не могли просчитать, что Галина, мама Яны, найдёт в себе силы и пойдёт до конца. Они не могли просчитать, что она обратится к нам и будет такой общественный резонанс и поддержка СМИ. У Яны нет отца, нет брата, влиятельных родственников. Убийцы рассчитывали на это, но идеального убийства не бывает, всегда найдутся зацепки. Государство встало на сторону Яны. Я восхищаюсь работой судьи, произошла хорошая командная работа. Для нашего общества, я считаю, это исторический приговор, когда за убийство женщины дали пожизненный срок", – прокомментировала собеседница.
Но даже после такого приговора главу фонда беспокоит то, что за рамками уголовного дела остались несколько, по её мнению, непонятных и нераскрытых моментов.
"У нас до сих пор осталась под вопросом роль родственника Ризуана Хайржанова Данияра Ердешова (бывший следователь, с января 2025 года – руководитель аппарата акима Курмангазинского района Атырауской области). Его ведомство отвечало за поиски Яны (в 2019–2024 годах Ердешов работал главным специалистом, руководителем отдела Атырауского областного управления мобилизационной подготовки и гражданской защиты. – Ред.). Мать Яны жаловалась, что поиски шли пассивно. К поискам не подключили волонтёров. Я никого не обвиняю, но вопрос, почему Яну так плохо искали, остаётся открытым. Данияр также представлял интересы Ризуана в самом начале на допросах в полиции. Отец Алтынбека тоже ранее работал следователем", – утверждает она.
К слову, Галина Легкодимова спустя неделю после пропажи дочери обращалась в социальных сетях к акимату Атырауской области, прося увеличить количество техники и людей для поиска Яны. Но её тело нашли спустя восемь месяцев недалеко от берега Урала в тех же местах, где поиски велись ранее. У найденных останков отсутствовали нижняя челюсть, руки, ноги и таз.
Дина Смаилова предполагает, что тело могли подкинуть, предварительно скрыв следы издевательств над девушкой. Она сомневается, что жертву вообще утопили в реке, как утверждают осуждённые. И теперь остаётся лишь догадываться, что убийцы могли сделать с Яной.
"Так и остался открытым вопрос, чем осуждённые занимались в квартире Ризуана. Перед самим убийством он писал Алтынбеку: "Как считаешь, достаточно ли она напугана?" А потом: "Быстро приезжай, я тут, дверь держи, не выпускай её". И дальше уже шла переписка, когда они убивали девочку. До сих пор непонятно, что же делалось в квартире", – задаётся вопросами правозащитница.
В переписке Хайржанов и Катимов также обсуждали, каково это – насиловать жертву мёртвой.
"Собственно, поэтому им и дали пожизненный срок. Потому что не только мы, но, полагаю, и судья допустила, что они совершили более чудовищное убийство, чем мы знаем. Многие вещи нам просто не рассказали", – предполагает Смаилова.
Почему в Казахстане убивают женщин?
Ответ на этот вопрос, по словам Дины Смаиловой, связан с безнаказанностью убийц.
"В стране правоприменительная практика сильно расходится с законодательством. Мы принимаем закон "О бытовом насилии", а он заведомо не работает, так как в нём нет двух основных норм. Первое – это немедленный арест абьюзера до решения суда. Я имею в виду всех тех, кто причинил средний или тяжкий вред здоровью, совершил убийство, естественно. Потому что как раз таки давление, угрозы и убийства женщин совершаются, когда агрессор находится под следствием, но на свободе", – говорит Дина.
Второй момент, на котором она акцентировала внимание, – это отсутствие уголовной ответственности за нарушение защитного предписания – временного ограничения для человека, совершившего бытовое насилие. Хотя предписание устанавливает запреты на определённые действия, такие как попытки установить контакт с пострадавшей, посещать места её пребывания или распоряжаться совместной собственностью.
"Если бы у нас была уголовная ответственность, например, абьюзерам сразу же давали 50 суток ареста за первое нарушение и два года тюрьмы за второе, то у нас было бы намного меньше истязаний в семьях. Сейчас у нас насилие над женщиной выставляют как бытовой конфликт. И полиция к семейному насилию относится как к обычной бытовухе. Более того, у нас нет статьи за психологическое, экономическое и религиозное насилие. Хотя все эти виды насилия женщины ежедневно испытывают на себе", – считает она.
Дина Смаилова призналась, что её всегда напрягает, когда у неё спрашивают совета, как женщинам обезопасить себя.
"Да, женщина должна уметь себя обезопасить, но я всё-таки за то, чтобы мужчины не били, не насиловали и не убивали. Сколько угодно можно учить девушек не одеваться вызывающе, не ходить в бары, не пить алкоголь, потому что всё это "может спровоцировать мужчину". То есть общество постоянно предостерегает женщин, такое патриархальное мышление. Тогда как мужчина должен всегда защищать женщин. В казахских традициях женщина всегда была на равных с мужчиной и хранительницей очага. Я не знаю, когда и как случилось, что женщины стали вторым сортом для мужчин. Нам нужно не учить девочек остерегаться мужчин, а воспитывать мужчин не быть подонками. Воспитывать детей так, чтобы мужчины и женщины были на равных", – резюмировала Дина Смаилова.
Тем временем казахстанскую общественность продолжают сотрясать новости об очередном убийстве женщины с особой жестокостью. 27 ноября специализированный межрайонный суд по уголовным делам области Жетысу начнёт рассматривать дело по убийству 32-летней Айзат Джумановой из села Баласаз. По словам родственников убитой, муж сначала жестоко избивал её, а затем связал арканом и волочил по степи.
За 10 месяцев 2025 года в Казахстане зарегистрировано 318 убийств. Это на 18,7% меньше, чем за аналогичный период 2024 года, – 391 факт. Сколько из них женщин, официальная статистика не сообщает.
-
1✈️⚙️ Приостановка полётов Airbus: казахстанские авиакомпании завершат обновление ПО сегодня, 29 ноября
-
3448
-
0
-
6
-
-
2🧑⚖️ Пациент умер после инъекции: в Таразе вынесли приговор владельцу кабинета и медсестре
-
3393
-
5
-
34
-
-
3🔖 На референдуме казахстанцы будут голосовать фактически за новую Конституцию – Токаев
-
3076
-
4
-
73
-
-
4🚗 Автовладельцы, внимание, важная информация для вас!Новый порядок регистрации авто и получения прав: какие изменения в ПДД ожидают водителей с 28 ноября
-
2830
-
0
-
9
-
-
5🚚🚛 "Нужно навести порядок": Путин объяснил простои фур на границе Казахстана и РФ
-
2846
-
1
-
49
-
-
6❓ «Цена спасения жизни — стакан кофе»: сколько стоят датчики дыма в Казахстане
-
2924
-
4
-
25
-
-
7🚰 В Наурызбайском районе завершают строительство инженерных сетей
-
2444
-
0
-
15
-
-
8🤖 Власти Китая предупредили о риске возникновения "пузыря" на рынке человекоподобных роботов - их выпускают слишком много, а реальных сфер применения при этом пока практически нет.
-
2399
-
2
-
38
-
-
9📱 📶 Как иностранцам не остаться без роуминга в России - объяснили в Минцифры РФ
-
2527
-
0
-
28
-
-
10💬 Фонд «Даму»: все субсидии предпринимателям будут выплачены в полном объёме
-
2478
-
0
-
10
-
USD:
513.3 / 515.9
EUR:
592.0 / 597.0
RUB:
6.51 / 6.63
Яна Легкодимова родилась 31 августа 2001 года в посёлке Чапаево Акжайыкского района ЗКО. Окончив школу с красным аттестатом, Яна поступила по гранту в Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева по специальности "нефтегазовое дело". Легкодимовы переехали в Атырау. После университета Яна поступила в магистратуру и летом 2024 года получила степень магистра. Одновременно работала разработчиком в Казахском научно-исследовательском геологоразведочном нефтяном институте. По словам матери, Яна планировала продолжить учёбу в аспирантуре и защитить докторскую диссертацию.
"Я считаю приговор полностью справедливым. И этого мало, но так как у нас в стране нет смертной казни, то это самая высшая мера, и я её полностью поддерживаю. Суд принял правильное решение. И самое главное, я хочу сказать огромное спасибо народу Казахстана, народу нашей страны, многим людям из разных стран, которые меня поддерживают. Я пришла в суд изначально проигравшей, потому что мне ребёнка никто не вернёт. Но я сумела очистить имя своей дочери от того, какой её изначально выставлял убийца. В первых показаниях он сказал, что она на него напала и она его душила, чтобы облегчить свою участь и ввести следствие в заблуждение. Это самое главное, зачем я пришла – чтобы они были наказаны и чтобы обелить имя своей дочери", – произнесла сквозь слёзы Галина. 
