
Каждое второе воскресенье начиная с 2013 года в Казахстане отмечают День семьи. В 2025-м этот праздник приходится на 14 сентября. Праздник пропагандирует семейные ценности и их значимость в обществе, привлекает внимание общественности к проблемам семей, демонстрирует важность преемственности поколений, повышает информированность о репродуктивном здоровье и укрепляет институт семьи.
По традиции День семьи отмечают в стране в течение недели. Каждый день посвящён определённым темам: семейным традициям, планированию семьи, осознанному родительству, здоровью детей, семейному благополучию и досугу.
В преддверии "семейного дня" журналисты Informburo.kz посетили кризисный центр для жертв бытового насилия и побеседовали с женщинами, которые вынуждены искать у государства защиты от домашних тиранов и у которых институт семьи вызывает совсем другие ассоциации.
Кризисный центр для жертв бытового насилия "Жан-Сая" открылся в Алматы в 2017 году. За восемь лет его сотрудники получили свыше 10 000 обращений. Более 3000 женщин и детей в разное время нашли здесь приют, психологическую и юридическую помощь.
В первый год деятельности центр, возглавляемый Зульфией Байсаковой, стал домом для 59 жертв домашних тиранов. И тогда эта цифра казалась немаленькой, ведь за каждой историей стоят искалеченные судьбы женщин и детей. К сожалению, ежегодно картина менялась исключительно в худшую сторону и предыдущий "рекорд" неизменно оказывался побитым. Так вышло и на этот раз. На 1 сентября 2025 года количество жителей приюта достигло 373 человек.
Сулейман не великолепный
Судьбы женщин, проживающих в центре, идеально вписались бы в сценарий триллера, предназначенного не для слабонервных. Мужья жестоко избивали их, наносили тяжёлые увечья, ломали им руки и ноги, выгоняли из дома в мороз без тёплой одежды и обуви, наносили ножевые и даже огнестрельные ранения. Но если физическая боль когда-нибудь, но всё же заживает, то психологические травмы время не лечит.

"Самый страшный удар я получила в детстве. Мой отец изнасиловал и убил несовершеннолетнюю девочку. От нас с мамой в одночасье отвернулись все родственники, друзья и соседи. Школа превратилась для меня в ад. Дети не знают жалости и сострадания, они придумывали мне обидные прозвища. Никто из учителей не встал на сторону "доченьки Чикатило". Наоборот, новым педагогам они охотно рассказывали о том, за что именно мой папа оказался за решёткой", – вспоминает Елизавета.
Больше всего до того страшного в их семье события юная Лиза гордилась длинными роскошными волосами. Но после суда над отцом она без малейших сожалений остригла их максимально коротко. Девочка подсознательно стремилась стать похожей на мальчика, чтобы защитить себя не только от потенциальных сексуальных маньяков, но и от безжалостных одноклассников. Она до сих пор выбирает стрижку, вызывающую у людей ассоциации с героиней культового фильма "Зимняя вишня", и сегодня Елизавета не в состоянии спокойно смотреть на первоклассниц. В её памяти моментально всплывает страшная правда о её отце.
"Вместе с той девочкой он убил во мне прежнюю Лизу. И она никогда не воскреснет. Я росла волчонком, в любую минуту готовым дать обидчикам отпор", – призналась героиня истории.
В 18 лет Лиза влюбилась в 30-летнего мужчину. Он казался ей подарком за все пережитые лишения и несчастья. Мехмет приехал в Казахстан из солнечной Турции, окружил её заботой, обещал жениться и увезти к себе на родину. Он уговорил Лизу бросить учёбу в колледже, носил девушку на руках и заплакал от счастья, узнав о её беременности. С появлением на свет сына Мехмет нарадоваться не мог на малыша. Вот только женитьбу он постоянно откладывал по непонятным причинам.
"Мой Сулейман Великолепный обманывал меня. В Турции его ждали законная жена и дети. Однажды я играла с сыном и услышала телефонный звонок. Ответила на аудиовызов, а там женщина и рядом с ней дети по-турецки кричат: "Папа, привет. Папа, мы скучаем". Он этот телефон прятал от меня, я его раньше не видела, а тут случайно забыл на столе… Я ушла, потому что не терплю обмана", – рассказала Елизавета.
Безутешный Мехмет звонил Лизе и умолял вернуться, обещал развестись с женой. Однако стоило ей сменить номер, встречи с ней перестал искать. Деньги на сына он тоже ни разу не выслал и не передал с общими знакомыми.
Спустя несколько лет Лиза встретила другого мужчину. Его безграничная ревность льстила ей, пока не переросла в тотальный контроль с побоями за малейшее непослушание. Он избивал её во время беременности, после родов побои продолжились. В настоящее время Лиза находится в центре жертв бытового насилия "Жан-Сая". Идти матери двух детей некуда, своего жилья у неё нет. Мать Елизаветы, недавно умершая после тяжёлой болезни, жила на съёмной квартире.

"Я не падаю духом, привыкла к труду и не боюсь работы. Могу ремонты делать. Малыш чуть подрастёт, ему восемь месяцев, и я сразу выйду на работу, не привыкла бездельничать. Я и сейчас готова трудиться, надо только найти няню для детей", – говорит Елизавета.
В краже невесты романтики нет
С Елизаветой комнату делит Баян. В центре она находится с двумя детьми. У старшей двухлетней дочки ДЦП, младшей недавно исполнилось семь месяцев. У Баян есть ещё один ребёнок, но она лишена возможности видеть его.
"По дороге в колледж меня украл парень, силой затолкал в машину и увёз к себе домой. Оказывается, моя знакомая дала ему мой номер телефона, мы с ним практически и не общались. Всего лишь несколько разговоров ни о чём, и он ни разу не сказал о любви или женитьбе. По молодости и глупости я не обратилась в полицию, не пожаловалась матери. Боялась, что опозорила маму", – говорит Баян.
Жених красиво признавался ей в любви, усыплял её бдительность рассказами о чудесном будущем, и Баян согласилась выйти за него замуж. Вскоре девушка забеременела, в положенный срок родила сына, а парень, клявшийся в нежных чувствах, начал ей изменять, даже не пряча следы случайных романов. Оформить брак официально времени у него не хватало.
В какой-то момент он устал от упрёков и слёз Баян и вместе с мамой придумал, как избавиться от неё. После очередной ссоры они отвезли Баян в центр психического здоровья и сказали врачам, будто она сумасшедшая и нуждается в срочной госпитализации.
Из больницы Баян забрала её мама. Успокаивая дочь, она сказала, что будет лучше, если сын останется с отцом, и посоветовала Баян начать жизнь с чистого листа. Молодая женщина через несколько лет вышла замуж за разведённого мужчину, заменила мать двум его детям, родила ему дочек. Казалось бы, беды остались в прошлом, но муж стал распускать руки.

"Он обещал помочь мне вернуть сына и слово не сдержал, потому что его мама решила за него: чужой ребёнок ему точно не нужен. Он бьёт меня на глазах у детей. Старшая дочь не ходит, у неё ДЦП, малышка лежит и смотрит на происходящее глазами, в которых застыл ужас, кричит и плачет. Так нельзя жить", – уверена Баян.
Свекровь и муж уговаривают Баян вернуться. Сама она приняла решение подать на развод. Несмотря на то что ей нет и 25 лет, Баян утверждает, что в её сердце не осталось места для мужчин.
Хатико из мужика слезы не выбьет
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон, направленный на защиту прав женщин и безопасность детей, предусматривающий уголовное наказание за побои и причинение вреда здоровью. В республике криминализировано бытовое насилие и ужесточено наказание за любые его формы. Меж тем одними тюремными сроками для кухонных бойцов ситуацию не исправить. Важно укрепить институт семьи.
Правительство Казахстана утвердило план действий по обеспечению продвижения равных прав и возможностей мужчин и женщин на 2024–2027 годы, включающий проведение обучающих и образовательных мероприятий с пропагандой семейных ценностей и гендерного равенства. Педагоги, психологи, эксперты и тренеры обучают социальных работников методам реагирования на случаи насилия по отношению к их подопечным.
В молодёжных центрах здоровья парням и девушкам читают лекции, посвящённые актуальным темам репродуктивного здоровья, делая акцент на искоренении гендерного неравенства и необходимости создания в стране общества равных возможностей. Но делать прогнозы о победе над гендерным насилием в ближайшее время не приходится.
"Мальчикам с колыбели внушают, что они просто обязаны любой ценой быть сильными, выносливыми, бесстрашными и состоятельными. Эмоции, слёзы и проявления чувств попадают под запрет. Мужчины не плачут на просмотре фильмов "Хатико" и "Титаник", зато они должны вручать девушкам букет из 101 розы в честь трёх дней знакомства, а к 30 годам купить квартиру и машину, отпраздновать свадьбу на тысячу гостей в крутом ресторане и сделать головокружительную карьеру. Далеко не у всех получается достигнуть "успешного успеха", разрекламированного в соцсетях", – объясняет член международного движения HeForShe ("Он Для Неё"), журналист, колумнист Мади Мамбетов.
Дефицит общения отца с детьми также является фактором, увеличивающим риск бытового насилия, уверен спикер. Мужчины, полностью погрузившиеся в работу ради поддержания образа добытчика, убивающего значительно больше мамонтов, чем его соседи и друзья, практически не видятся с домочадцами. С другой стороны, отцы семейств, уверенно делящие дела на "мужские" и "бабские", считают ниже своего достоинства гулять с детьми, менять младенцам подгузники, стирать, наводить порядок в доме.
"Часто слышу, как мужчины с гордостью рассказывают о том, как они помогают жене воспитывать детей, но слово "помощь" здесь, по-моему, никак не подходит, ведь они проводят время с собственными детьми, никакого подвига здесь нет. И если ты моешь за собой посуду или пылесосишь ковры – ты наводишь чистоту у себя в квартире, не более того", – считает Мади Мамбетов.
Нередко женщины, ставшие жертвами бытового насилия, надеются на то, что психолог поможет им решить проблему. Приложив неимоверные усилия, они всё же уговаривают мужа прийти на семейную консультацию, но сталкиваются с полным непониманием со стороны "специалиста". Психолог по роду деятельности не должен принимать чью-либо сторону, однако в Казахстане порой всё происходит с точностью до наоборот.
"Женщины часто рассказывают, что психолог, выслушав проблему, упрекает их в неправильном поведении, рекомендует не выводить мужа из себя, не раздражать его, не злить, подчиняться во всём. Расскажу очень показательный случай. Невеста запросила у жениха в качестве подарка на религиозный свадебный обряд, последовавший после официальной регистрации брака, деньги на оплату учёбы в магистратуре. Она поступила так, чтобы обрести уверенность в том, что найдёт достойную работу в случае развода. Не надо обвинять её в меркантильности и расчётливости, женщине без образования трудоустроиться сложно", – говорит магистр социологии Карагандинского университета имени Букетова Татьяна Резвушкина.
По мнению социолога, искоренить бытовое и гендерное насилие в Казахстане в ближайшие 150–200 лет не получится. Виной тому пресловутый "уят", сложившиеся в обществе ложные установки и стереотипы о роли женщины в семье, патриархальный строй и отсутствие в обществе нулевой терпимости в отношении всех форм насилия. Причём от фундаментальных принципов патриархата страдают не только представительницы прекрасной половины человечества, но и мужчины.
"Казахстанка доставила торт, сделанный на заказ, и её радостно встретила толпа детишек разных возрастов. Оказывается, в доме живёт мужчина с тремя жёнами и все они, естественно, рожают ему детей. Она поделилась историей в социальных сетях, и на неё обрушилась волна хейта. Люди искренне восхищались многожёнцем, женщины выражали готовность стать его четвёртой супругой и советовали автору публикации "не завидовать крепкой семье". И это притом, что многоженство в Казахстане запрещено", – приводит пример социолог.
Как справляться с насилием
Публикации о бытовом насилии вызывают читательский интерес. Но, по мнению экспертов, журналисты, сами того не подозревая, унижают жертв домашних тиранов или же оправдывают преступное поведение любителя воспитывать жену при помощи кулаков.
"Я благодарна всем журналистам, поднимающим тему бытового насилия. Влияние СМИ на решение проблем высоко, и хотелось бы, чтобы журналисты не просто рассказывали аудитории о жертвах бытового насилия, но и писали аналитические материалы, брали комментарии у экспертов о профилактических мерах и давали читателям советы о том, где искать помощи, куда обратиться за поддержкой. Особенно ценны публикации, вызывающие у людей не одно лишь сострадание, а желание помочь жертвам насилия", – делится мнением Зульфия Байсакова.
Руководитель кризисного центра "Жан-Сая" вновь призвала казахстанцев к нулевой терпимости ко всем формам насилия в семье и просила не оставаться в стороне, не делить беды на свои и чужие. Домашние тираны – отличные манипуляторы, а их жертвы запуганы, эмоционально истощены, испытывают чувство вины, страх и неуверенность. Им трудно, иногда невозможно сделать первый шаг к своему спасению, и им поможет участие в их судьбе другого человека.
Не проходите мимо, звоните по телефонам: 102, 150 (номер горячей линии) или +7 771 450 3 450 (доступен WhatsApp).
-
1📹 Фильм о подвиге Газиза Байтасова выходит в прокат
-
3153
-
2
-
47
-
-
2‼️ Скончался ещё один пассажир самолёта, упавшего под Актау
-
3087
-
11
-
50
-
-
3⚽️ Матч "Астана" – "Актобе" побил рекорд посещаемости
-
2978
-
1
-
21
-
-
4🌡Прогноз погоды на 20 октября: в большинстве регионов Казахстана без осадков
-
2782
-
1
-
6
-
-
5🚲 Giro d’Almaty-2025 собрала более 200 участников
-
2896
-
1
-
10
-
-
6❗️ В Туркестанской области начали реконструкцию 15-километрового канала
-
2936
-
2
-
13
-
-
7❗️ Оренбургский ГПЗ атакован дроном: Казахстану газ подают без перебоев
-
2748
-
7
-
33
-
-
8❗️ Коммунальщики Тараза вышли на забастовку
-
2561
-
1
-
18
-
-
9🌥 Прогноз погоды на 21 октября: туман ожидается ночью и утром на большей части Казахстана
-
2463
-
0
-
0
-
-
10😱 Шесть автомобилей столкнулись в Семее, есть пострадавшие
-
2418
-
0
-
12
-