
МВД и Генпрокуратура Казахстана начали масштабную информационную кампанию и через местных старейшин уговаривают владельцев сельских магазинов не продавать алкоголь – один из главных источников правонарушений.
ПО информации МВД, в отношении 11 тысяч казахстанцев вынесли запрет на употребление алкоголя. В республике насчитывается уже 402 населённых пункта, отказавшихся от спиртного. Инициаторы борьбы с алкоголем предполагают, что рано или поздно продажу алкоголя будут разрешать только в специализированных магазинах и строго в определённые часы.
С начала года в Казнете стали чаще появляться новости о том, как очередное село отказалось от продажи спиртного. К примеру, в Акмолинской области алкоголь официально не продаётся уже почти в 40 сёлах.
Корреспонденты Informburo.kz решили поехать в один из таких населённых пунктов, чтобы убедиться, действительно ли там нельзя купить спиртное и как к этому относятся сами сельчане.

Аул Конысбай Зерендинского района находится в 23 км от Кокшетау – административного центра Акмолинской области. Бывшая деревня, где в советское время проживало много немцев, сегодня насчитывает семь улиц. Конысбаю, как адмцентру сельского округа, подчиняются сёла поменьше: Гранитный (511 человек), Васильковка (505) и Донгулагаш (151). В самом же Конысбае насчитывается 196 домов и живут 865 человек. Ехать до Конысбая от Астаны 336 км.
"Хочу спокойно спать"

"Здравствуйте, пиво есть?" – интересуемся у продавщицы продуктового магазина Натальи Дель.
"Спиртного не продаём. Да и лицензии у меня нет", – отвечает она.
"А если бы была, продавали бы?"
"Не хочу, если честно. Хочу спокойно спать. Я с мужем 26 лет прожила и насмотрелась, что с человеком водка делает. А так, если бы спиртным торговала, продажи, наверное, были бы бешеные", – предположила Наталья.
Магазинчик Натальи под названием Мaksimus оборудован в одной из комнат её собственного дома почти при въезде в село по центральной улице Абая Кунанбаева. Это один из двух магазинов в деревне.
"В основном продукты из Кокшетау привожу сама, курьеры привозят только мелочёвку. Восемь лет так помаленьку и торгую", – рассказала Дель.
У неё пятеро внуков от трёх дочерей и сын – студент-второкурсник.
"Купила сыну комнату в общаге в кредит. Он у меня на айтишника учится. Теперь потихоньку рассчитываюсь", – делится она.
Из хорошего в Конысбае, что запомнила Наталья за последнее время, это празднование Наурыза, который раньше с размахом не отмечали. А так, по её словам, особых проблем в селе нет: снег с улиц убирают вовремя, освещение уличное есть, криминала нет совсем.

Конысбай раньше назывался Абай и местные по привычке продолжают его называть прежним именем. За последние несколько лет в селе заасфальтировали основные улицы. Теперь меняют водопровод и делают капитальный ремонт школы.
Многие дома в Конысбае с виду добротные и ухоженные. Раньше в селе жило много немцев, которых переселили в регион в годы сталинских репрессий. После развала СССР большинство немцев уехало. На домах часто можно встретить объявления о продаже. Цены начинаются от 4–5 млн тенге и выше.

Главный работодатель и градообразующее предприятие не только в селе, но и во всём регионе, – Altyntau Kokshetau (бывший Васильковский горно-обогатительный комбинат) – крупнейшая в стране золотодобывающая компания, расположенная в 2,5 км от Конысбая. Компания разрабатывает крупное месторождение золота в Казахстане.
Алкоголь – двигатель торговли?
Ранее несколько республиканских СМИ, рассказывая об инициативе отказа продавать алкоголь в аулах региона, сообщили, что по инициативе местных старейшин в Конысбае ещё три года назад перестали продавать алкоголь.

Тем удивительнее было обнаружить во втором сельском магазине под названием "Ерхан" алкоголь в свободной продаже. Хозяйка магазина Зауреш Саликова говорит, что отказываться от торговли спиртным пока не собирается.
"С нами этот момент не согласовывали. У меня есть лицензия, всё на законных основаниях. Кто магазин имеет, знают, алкоголь – двигатель торговли. Я акимату говорю, слушайте, я три года времени и три миллиона денег потратила, чтобы получить лицензию. И нервов на тридцать миллионов потратила. Бюрократия же", – рассказала Зауреш, которая должна платить за лицензию ежегодно 78 тысяч тенге.
К инициативе отказа продавать алкоголь в сёлах Зауреш относится нейтрально.
"Не сказать, чтобы люди у нас прямо упиваются. В деревне нашей всё равно порядок. Люди у нас культурные. Два-три человека есть пьющих. Например, сосед купит бутылку водки и только дома у себя пьёт. Никогда на улице пьяным не шляется. Пьяных на улице у нас вы никогда не увидите", – уверяет она.
Единственные неудобства в селе, которые назвала Зауреш, это проблемы с электричеством и интернетом.
"Интернет ужасный. Вышка Теле2 стоит, но, по-моему, от неё толку нет. "Билайн" через раз ловит. Кассовый аппарат, терминалы всё на вайфае завязано. Дождь – света нет, снег – света опять нет", – жалуется она.
Что касается работы местной власти, то Зауреш отметила, что аким у них "молодец, работает".
"Если в семье пьёт мужчина, то страдает вся семья"

Перед акиматом наблюдалось оживление. Группа детей под руководством тренера, молодой девушки, разминалась и совершала пробежку. Акимат, клуб, ветеринарный пункт – всё находится в одном стареньком, но ещё крепком одноэтажном здании, перед которым в среду было припарковано 6–7 машин.
Оказалось, аким проводил отчёт перед местным сообществом старейшин и сельских активистов.

Супруга местного физрука Дамира Мурзалина, пока муж на реабилитации после операции, а школа закрыта на ремонт, Айдана Мурзалина тренирует детей по киокушинкай карате в зале местного клуба. Мурзалины живут в Кокшетау и приезжают в Конысбай, чтобы преподавать и тренировать. Среди воспитанников – детей до 16 лет – есть бронзовый призёр чемпионата республики, призёры кубка РК, чемпионы области и других соревнований рангом поменьше.
"Хотим развивать регион, чтобы больше деревенских детей были заняты делом, а не слонялись по деревне. Я только за то, чтобы люди отказались от продажи и распития алкоголя. Было бы классно, если б и в Кокшетау тоже так было. Мне кажется, алкогольная зависимость сильно портит народ и доставляет очень много проблем и не только тем, кто пьёт, но и всем, кто их окружает. Если в семье пьёт мужчина, то страдает вся семья. Из-за этого очень много закомплексованных, неуверенных в себе детей", – говорит Айдана Мурзалина и торопится к детям.
Активист из аула Донгулагаш в восьми километрах от Конысбая Ризабек Жахин работает двенадцатый год слесарем на ГОКе. Говорит, что у них в селе проблем с алкоголем нет, потому что вообще нет ни одного магазина.
"Проблем как таковых в селе нет. Вода есть. Готовую смету на асфальтирование дорог рассматривают в райцентре. Почти в каждом доме кто-то да работает на ГОКе. Я лично сам не пью и против алкоголя. Народ Абая говорит, что, конечно, немного неловко получилось, что на всю страну заявили, что три года как в Конысбае алкоголь не продаётся, когда на самом деле это не так", – прокомментировал сельский активист.
Бий Конысбайского сельского округа Мурат Козкеев говорит, что перед тем, как объявить, что в сельском округе не продаётся алкоголь, они с участковым инспектором полиции проанализировали, как обстоят с этим дела в четырёх сёлах округа и провели беседу с предпринимателями. Козкеев недавно даже получил благодарственное письмо от областной прокуратуры за безалкогольную инициативу в округе.
"Она вначале не торговала водкой, а потом взяла лицензию, кажется, в конце мая – начале июня. Я с ней разговаривал, ну как так?! Получается, как будто я соврал. Но это её право, потому что дохода, видимо, нет. Пал Палыч, айда сюда", – позвал Козкеев коллегу.
Ветеран труда и председатель сообщества старейшин округа Павел Трищ 25 лет отработал на ГОКе и 21 год в совхозе.
"Спиртное продают только в определённое время – с 10.00 до 12.00 и после обеда с 16.00 до 18.00 и всё. А так большинство сельчан положительно относится к тому, чтобы спиртное вообще не продавалось. Криминальная обстановка сейчас улучшилась. Пьяных в селе и драк нет. А вообще у нас на ГОКе сухой закон. Там аппаратура на входе стоит: если человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то сразу показывает. Помню, один раз с одеколоном переборщил и меня охрана чуть не скрутила", – смеётся Трищ.

По его словам, продажа спиртного сейчас не главная забота сельчан.
"Мы хотим, чтобы с ГОКа нам тепло протянули, чтобы центральное отопление было в деревне. Это примерно 2,5 километра теплотрассы надо. Они нам протянули бы до села, а там люди сами подсоединились бы. Сразу село перспективным станет, дома будут строить, люди начнут приезжать жить. Хоть на старости лет поживём хорошо", – мечтает глава старейшин.
Аким Конысбайского сельского округа Жаскайрат Еслямбеков в нынешней должности работает с сентября 2024 года. Уроженец Конысбая Еслямбеков долгое время работал историком в местной школе. Он избран сельчанами на четыре года. До этого был руководителем управления НАО "Госкорпорация "Правительство для граждан". Аким рассказал, что проект по проведению центрального отопления от ГОКа пока только на уровне обсуждений. ПСД и расчётов ещё не делали.
К слову, сделать центральное отопление в селе вполне реально. К примеру, в Гранитном оно есть, как есть и центральное водоснабжение, и канализация. Но село это с советских времён считается городского типа и там в основном благоустроенные дома в отличие от Конысбая.
Из недавних проектов, проспонсированных ГОКом, аким отметил строительство футбольных площадок с воркаут-зонами в трёх сёлах.

Что касается отключений электричества, то аким ссылается на чувствительное оборудование, которое установила энергоснабжающая организация.
"По поводу интернета, да, у нас в селе не 5G, а 4G. Я разговаривал с управлением цифровизации и мне сказали, что интернет будет улучшаться, если будет больше абонентов", – рассказал аким.
В сельской местности, по словам акима, для властей всегда много работы. Это и подготовка к отопительному сезону, и вопросы, связанные с водой, электричеством, обслуживанием дорог. И всё это надо уместить в местный бюджет, который в этом году со всеми налоговыми поступлениями равняется 26 млн тенге, из которых около 10 млн уходит на зарплату акиматовских работников.
Претензий к предпринимательнице, продающей в Конысбае спиртное, у акима нет.
"Если человек захочет выпить, то всегда найдёт. У нас рядом есть Красный Яр (соседнее село) и Кокшетау. До первого 10 минут езды, а до города 20 минут", – резюмировал Жаскайрат Еслямбеков.
-
1🏦 Скандальное дело об оформлении кредитов на малоимущих казахстанцев: банки выступили с заявлением
-
3407
-
4
-
31
-
-
2🧑💻 Бесплатный онлайн-курс по промпт-инжинирингу запускают в Казахстане
-
2819
-
2
-
10
-
-
3💸 В Казахстане вводят в обращение купюры тенге с новым дизайном. Когда не будут принимать старые банкноты
-
2548
-
1
-
12
-
-
4Клиника пластической хирургии в Алматы
-
2448
-
0
-
13
-
-
5😔 Умер Джорджо Армани
-
2403
-
1
-
49
-
-
6🤩 5400 подростков нашли работу на лето через биржу труда Казахстана
-
2436
-
0
-
12
-
-
7⚠️ Астане частично ограничат до 15 сентября
-
2443
-
5
-
0
-
-
8📱💳 Риски мобильных переводов. Что делать, если перевели деньги не туда
-
2356
-
2
-
5
-
-
9🚜 С 30% посевных площадей в Казахстане уже собрали урожай зерна
-
2365
-
0
-
7
-
-
10⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 4 сентября
-
2166
-
0
-
6
-