Пожар на мусорном полигоне: какие технологии тушения используют и как живут в режиме ЧС местные жители

На смену чёрному дыму на мусорном полигоне пришёл белый / Фото Informburo.kz
На смену чёрному дыму на мусорном полигоне пришёл белый / Фото Informburo.kz
Жители города Алатау маски не носят и желают спасателям скорейшего завершения работ по ликвидации пожара.

Из-за крупного пожара, начавшегося 15 сентября на территории полигона твёрдых бытовых отходов близ Алматы, в спутнике мегаполиса – городе Алатау ввели режим чрезвычайной ситуации техногенного характера местного масштаба. Принятые меры направлены на борьбу с огненной стихией. 

Работы по устранению возгорания на мусорном полигоне в Алматинской области, принадлежащем ТОО "ADC Taza Alem", идут пятые сутки. Разбушевавшуюся огненную стихию на 10 гектарах из 35, отведённых под полигон, удалось укротить и взять под контроль. Едкий чёрный дым сменился белым, водители больше не видят с трассы огненную стену гигантских размеров. Однако говорить о полной ликвидации пожара преждевременно.

В Алатау всё спокойно

Алматинцы в начале недели заметили, как воздух пропах дымом, начали жаловаться на головную боль и слабость, в аптеках вырос спрос на медицинские маски. Как же чувствуют себя жители города Алатау, которые живут вблизи загоревшегося мусорного полигона, где объявлен режим чрезвычайной ситуации? Журналисты Informburo.kz отправились на встречу с новоиспечёнными алатаусцами.

"Наша жизнь абсолютно не изменилась. Я работаю в магазине, покупательского ажиотажа не наблюдаю. Никто не сметает с прилавков воду, хлеб, макароны и туалетную бумагу, люди делают покупки как обычно, впрок никто не затаривается консервами и крупами, очередей у торговых точек и на базарах нет. Воздух в городе нормальный. У меня трое детей и восемь внуков, запаха дыма мы не чувствуем", – рассказала Гуляр Исаева.

На улицах городка прохожие встречаются редко. Взрослые на работе, дети в школе, малыши в детском саду. Кафе, столовые, салоны красоты, станции технического обслуживания автомобилей, точки быстрого питания, учебные заведения и образовательные центры работают в привычном режиме.

"Паники у нас не было ни дня. Здесь люди живут серьёзные, трудолюбивые, привыкшие к трудностям. Нам жаловаться не к лицу. Я с семьей приехал в Николаевку в 1963 году из Шымкента. Потом Николаевку переименовали в Жетыген, затем включили в состав Алатау. Мои четверо детей живут со мной, мы очень обрадовались, когда наш посёлок получил статус города. У нас всё хорошо. Желаем всем, кто тушит пожар, здоровья и сил", – говорит пенсионер Балабек Гасанов, щеголяющий в потрясающей ковбойской шляпе.

Балабек Гасанов благодарит спасателей за работу / Фото Informburo.kz

Не только пенсионеры, но и местная молодёжь смотрит с уверенностью в завтрашний день, не падает духом и не поддаётся паническим настроениям. Разлетающиеся по Алматы слухи о том, что в Алатау некоторые люди спешно покидают дома или отвозят детей к родственникам в соседние населённые пункты, подальше от злосчастного полигона, оказались ложными.

"Никто из моих родственников и друзей не уехал из Алатау. Все продолжают жить и работать, ни одно предприятие не закрылось. Младшие братишки и сестрёнки моих товарищей ходят в школу и в детский сад. Люди почему-то любят передавать друг другу плохие новости, всякий раз добавляя в них что-нибудь от себя, чтобы нагнать страху. Конечно же, нет ничего хорошего в пожаре, но определённо не стоит нагнетать обстановку", – считает Алихан Отырбай.

Полностью согласен с Алиханом и молодой парикмахер Самгат. Салон красоты, в котором он работает, не закрывался.

Делу – время / Фото Informburo.kz

Во время беседы с журналистами к Самгату пришёл в сопровождении мамы его постоянный клиент. Парикмахер извинился, прервал беседу и приступил к работе.

"Сегодня я привела сына постричь. О режиме ЧС в городе Алатау я даже не слышала, хотя о пожаре на мусорном полигоне знаю. Некоторые люди говорят, что пару дней чувствовали неприятный запах в воздухе, но лично я ничего такого не замечала", – призналась домохозяйка Инкар.

Зато отказавшиеся представиться мужчины и женщины, отдыхающие за столиком кафе, заявили, что последние два дня испытывают проблемы с дыханием, чувствуют першение в горле, у них кружится голова.

Меж тем 16 и 17 сентября специалисты управления санитарно-эпидемиологического контроля Илийского района и специалисты лаборатории Национального центра экспертизы проводили измерения атмосферного воздуха рядом с полигоном. По данным акимата Алматинской области, мониторинг проводился на границе между селом Утеген батыр и дачными массивами. По результатам проб, взятых по восьми показателям, включая оксид азота, диоксид серы, бензол и аммиак, повышений предельно допустимых концентраций веществ не зафиксировано.

Учёные предупреждают, что даже при отсутствии явных посторонних запахов и включений в воздухе стоит поберечь себя и близких при объявлении чрезвычайной ситуации.

"Дым, образующийся при пожаре на полигоне твёрдых бытовых отходов, представляет опасность для здоровья. В первую очередь он опасен образующимися при горении взвешенными частицами, токсичность которых зависит от их состава. Говоря о вредности воздействия дыма на организм человека, необходимо учитывать несколько факторов: отдалённость от полигона, длительность пожара, а также направление и силу ветра. Чем дальше от источника горения, тем ниже концентрация вредных веществ в воздухе", – сообщил доктор медицинских наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией здоровья и окружающей среды КазНУ имени аль-Фараби Денис Винников.

Без лабораторных исследований нельзя делать выводы и прогнозы, отмечает эксперт.

Воздух, насыщенный дымом, особенно опасен для детей, пожилых людей и беременных женщин. Также в группу риска попадают люди с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и аллергики. Защитить себя от вредного воздействия при помощи обычных медицинских масок или дыхания через мокрую тряпку невозможно. В непосредственной близости от пожара защищает лишь фильтрующий противогаз. Единственное полное решение проблемы – ликвидация источника горения.

Как на фронте

Побеседовав с жителями Алатау, журналисты отправились на полигон твёрдых бытовых отходов, привлекающий к себе внимание последние дни. Поднимающиеся к небу клубы белого дыма и густой пыли были видны с трассы. Запах разносился соответствующий.

До места тушения пожара корреспонденты добирались пешком через горы мусора, засыпанные землёй. Поначалу удивлялись, откуда так много свежей земли, однако вскоре догадались, что прямо под ногами находится территория, где ещё совсем недавно полыхал огонь.

Под землёй погребено пожарище / Фото Informburo.kz

Обитающие на свалке в огромном количестве дикие собаки встречали прессу лаем, но агрессии не проявляли. Как позже рассказали спасатели, псы к людям относятся доброжелательно, а вот крыс безжалостно душат, но не едят. Просто расправляются с лишними ртами (пастями), убивая мелких и прожорливых конкурентов.

Собаки ликвидации пожара не мешают / Фото Informburo.kz

"Спасатели – люди суеверные, мы не хотим раньше времени хвалиться успехами. Но основная работа выполнена, буквально недавно мы воссоединились с нашими коллегами, победившими пожар на другом участке. Когда через дым увидели свет от фар их техники, сильно обрадовались. Многие из нас потом похоже отзывались об этом событии. Мы вспоминали славных дедов, взявших врага в кольцо, разбивших его и встретившихся. Некоторые мужики даже слёзы тайком вытирали", – поделились эмоциями спасатели.

Работы по ликвидации пожара на полигоне продолжаются в круглосуточном режиме. Сотрудники МЧС и военнослужащие питаются в полевых условиях, отрываясь от работы не больше чем на полчаса. За столом никто не рассиживает, стараясь затянуть отдых. Наоборот, все едят быстро и тут же садятся за руль. Грузовые автомобили бесперебойно едут на карьер и обратно, везут к дымящимся завалам драгоценную землю, ведь водой твёрдые бытовые отходы не потушить.

Спасатели работают в пыли и дыму / Фото Informburo.kz

Процесс тушения осложнялся тем, что отходы складированы на высоту до 10 метров, у их основания происходит глубинное тление, а в рыхлой почве скапливается кислород. Поэтому для ликвидации очагов необходима рекультивация, спасатели до сих пор производят засыпку инертными материалами с последующим уплотнением грунта. По свежей земле ездят катки, чтобы, во-первых, исключить доступ кислорода к возможно тлеющим участкам, во-вторых, создать надёжное дорожное покрытие для грузовых автомобилей.

Дополнительные трудности создаёт изменяющаяся роза ветров. По всему периметру полигона выполнено опахивание. По территории ездят квадроциклы, водители которых контролируют ситуацию, следят за обстановкой на участках, привозят спасателям воду, при поломке автомобилей сообщают о случившемся в штаб, чтобы решить проблему прямо на месте.

Ворон дым не отпугнул / Фото Informburo.kz

"Горение локализовано ещё 18 сентября, источников огня нет, в отдельных местах есть тлеющие участки. Четыре карьера созданы, из них доставляется грунт. Катки и бульдозеры равномерно распределяют грунт, потому что без этого тление может продолжаться бесконечно. Огромное количество техники используется. У хранения и утилизации бытовых отходов есть своя технология. Необходимо постепенно проводить рекультивацию – слой за слоем, и тогда там не будет воздуха и разложения, газов горючих", – рассказал председатель комитета противопожарной службы МЧС РК Ерлан Турегелдиев.

По словам Турегелдиева, вся необходимая техника для тушения пожара предоставлена, дефицита рабочих рук не наблюдается. К ликвидации привлечены силы и средства ДЧС Алматы, Шымкента, Конаева, Жетысуской, Карагандинской, Туркестанской и Жамбылской областей. Задействованы 250 человек и свыше 100 единиц инженерной техники. Поначалу заехать на полигон машины не могли, но сейчас заезжают беспрепятственно. Ситуация находится под полным контролем, угрозы распространения огня на близлежащие населённые пункты нет.

Один из сотен " мусорных эверестов" / Фото Informburo.kz

Для журналистов Ерлан Турегелдиев лично провёл экскурсию, в ходе которой показал, как ведётся работа на разных участках полигона. Спасатели действуют слаженно, работа кипит по всей территории. Тем обиднее слышать высказывания диванных экспертов из серии: "Они там вообще ничего не делают, ждут дождей", "Давно бы с вертолёта водой потушили, если бы хотели".

Представителей прессы глава комитета противопожарной службы пригласил зайти в развёрнутый на полигоне оперативный штаб, осуществляющий управление и мониторинг хода ликвидационных работ в круглосуточном режиме.

 Ерлан Турегелдиев за работой в штабе / Фото Informburo.kz

Завершилась экскурсия в палаточном городке. Спасатели работают по сменам, и далеко не все из них отправляются отдыхать домой. Многие спят в палатках и после положенных часов отдыха возвращаются на рабочие места.

Дежурят на полигоне и врачи Центра медицины катастроф, не отлучаясь ни на минуту. Серьёзных обращений не было, но специалисты в любое время суток готовы прийти на помощь.

"Я педиатр и анестезиолог-реаниматолог, последние 10 лет работаю в Центре медицины катастроф. Мы работаем на пожарах, при сходе селей и лавин. Случается, люди дают неверную оценку ситуации, не замечают опасности. Ключевую роль играют профилактические беседы, мы предупреждаем спасателей о том, что нельзя халатно относиться к своему здоровью и при любом недомогании, возникшем при ликвидации последствий ЧС, надо незамедлительно обращаться к врачам", – отметил Арна Абильдаев.

О причинах и не только

Предположений о возможных причинах возгорания спасатели официально не высказывают. Выводы сделают эксперты после завершения работ по ликвидации пожара и его последствий. Но некоторые специалисты не исключают намеренного поджога.

"На полигонах твёрдых бытовых отходов зачастую не соблюдают регламент противопожарной безопасности, они не имеют своих пожарных расчётов. Я считаю, что они должны быть на каждом полигоне. Вторая проблема – чёрные копатели, которые собирают металл. Также на полигон привозят много пищевых отходов, при их гниении выделяется метан, имеющий свойство воспламеняться. А отходы продолжают сбрасывать слой за слоем. Случаются на полигонах и умышленные поджоги для снижения объёмов отходов. Такая практика тоже имеет место. И областная прокуратура должна завести дело, разобраться в ситуации и принять жёсткие меры, если закон был нарушен", – считает эколог Тимур Елеусизов.

С точки зрения эксперта, в стране необходимо повсеместно внедрять систему раздельного сбора отходов на местах первичного образования и строить станции по их сортировке.

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнёров