Уроки трагедии на пике Победы: о человеческом факторе, женщинах-альпинистах и сервисе турагентств

На пике Победы / Фото из архива Дмитрия Ермакова, 2011 год
На пике Победы / Фото из архива Дмитрия Ермакова, 2011 год
Российская альпинистка Наговицына погибла на спуске с вершины, которую удалось покорить лишь 700 горовосходителям мира. Вокруг трагедии и её последствий вспыхнули жёсткие споры.

Последнюю неделю весь мир наблюдал за попытками спасения российской альпинистки Натальи Наговицыной в горах Тянь-Шаня на территории Кыргызстана. Разбег мнений о материальных, физических и технических ресурсах, которые вкладывали спасатели в поиск альпинистки, был огромным – от искреннего сопереживания до полного неприятия.

Корреспондент Informburo.kz поговорила с опытными альпинистами о смерти россиянки, которые делились профессиональным мнением о степени безопасности альпинизма, роли гидов и турагентств, а также о месте женщин в экстремальном виде спорта, который, судя по реакциям в соцсетях, в обществе воспринимается как "мужской".

Что произошло

47-летняя россиянка Наталья Наговицына 10 лет занималась альпинизмом вместе с мужем. За восемь лет она совершила более 30 восхождений.

Наталья покорила несколько семитысячников и стремилась получить почётное звание "Снежный барс". В 2021 году во время летнего восхождения на Хан-Тенгри её муж Сергей пережил инсульт на высоте около 6900 метров. Наталья оставалась рядом до последнего, старалась поддерживать мужа, но спасти его не удалось. Через год она вновь поднялась на Хан-Тенгри и установила на вершине памятную табличку в его честь.

В августе 2025-го Наталья оказалась в центре внимания после трагедии на пике Победы – самой высокой вершине Тянь-Шаня на территории Кыргызстана (7439 м).

12 августа во время спуска с горы она сорвалась, упала на острый гребень и сломала ногу. Более недели она оставалась на высоте 7150 метров над уровнем моря, ожидая помощи. В Кыргызстане трижды предпринимали попытки спасти раненую альпинистку. Попытки эвакуации осложнялись экстремальными погодными условиями: сильным ветром, низкой температурой и ограниченной видимостью.

Вместе с Натальей на вершину поднимались итальянец Лука Синигилья, австриец Гюнтер Зигмунд и россиянин Роман Мокринский. 13 августа Лука и Гюнтер помогли Наталье, оставив еду, воду, газовый баллон и спальный мешок. Позже Лука Синигилья погиб от отёка мозга при спуске.

16 августа к спасательной операции подключили вертолёт Минобороны Кыргызстана, но пилот и спасатель получили травмы при жёсткой посадке.

Фото из архива Дмитрия Ермакова

19 августа с помощью дрона удалось установить, что Наталья жива и находится в палатке. Однако 20 августа появились противоречивые сведения о её состоянии, а 23 августа СМИ сообщили, что россиянка признана погибшей, спасательные работы свернули. К этому времени она провела на горе 11 дней, где температура никогда не поднимается выше –20 градусов, с минимальным запасом еды и воды.

По данным СМИ, Гюнтер Зигмунд и российский альпинист Роман Мокринский живы. Россиянин после эвакуации доставлен в больницу, сейчас он находится в России, где ему предстоит продолжительное лечение.

Пик Победы расположен на границе Кыргызстана и Китая и относится к Центральному Тянь-Шаню. С советских времён казахстанские альпинисты участвуют в экспедициях на эту вершину, считая её одним из главных испытаний мастерства. В программу почётного звания "Снежный барс" пик Победы входит наряду с другими семитысячниками региона. Поэтому каждая трагедия или успех на этой вершине особенно откликаются в альпинистском сообществе. 

Известно, что российская телеведущая и актриса Виктория Боня, за плечами которой восхождение на Эверест, заявила о готовности выделить собственные 10 тысяч долларов, чтобы содействовать в организации спуска тела Наговицыной с горы. Также в российском инфополе прошла информация, что страховка Наговицыной покрывает 35 тысяч долларов, тогда как операция оценивается почти в 59 тысяч долларов, и что разницу якобы могут возложить на семью погибшей.

Виктория Боня предложила деньги для спуска тела Наговицыной / Фото со страницы Виктории Бони

Горы человеческих ошибок не прощают

Россиянин Дмитрий Ермаков – профессиональный горный гид, обладающий уникальным опытом высотных восхождений. В его послужном списке – участие в экспедициях на пик Победы (2010 и 2011 годы), одна из которых едва не закончилась трагедией, но стала важным уроком выживания в экстремальных условиях. Обладатель титула "Снежный барс" не согласен со стереотипом, что альпинизм – не женское дело.

Главное достижение Дмитрия – почётный титул "Снежный барс" / Фото из архива Дмитрия Ермакова

По его данным, на Эверест без учёта повторных восхождений уже поднимались 10 тысяч человек, а на Победу – чуть более 700.

"Доказано, что женщины более выносливые и приспособленные к горам. Физиологически. Да они не могут таскать рюкзаки наравне с мужиками и в быту им сложнее. Но это полный бред, что им не место в горах. Одним из первых альпинистов, получившим титул "Снежного  барса", стала советская и кыргызская женщина Эльвира Насонова. Поэтому совсем не согласен", – заявил эксперт.

Спикер отмечает, что подробная статистика гибели существует по каждой горе, которую покоряют альпинисты в мире. Однако общих данных по числу трагедий в горах, скорее всего, не ведётся.

При этом, по его словам, большинство несчастных случаев происходит не из-за капризов природы, а по вине самого человека – ошибок в подготовке, неверной оценки сложности маршрута или игнорировании погодных условий.

"Делают на авось. Люди считают, что могут справиться там, где гора явно не соответствует их уровню подготовки и знаниям. Только примерно 10–15% несчастных случаев связаны с горами, непогодой, лавинами, молниями, камнепадами и прочим, на что человек не может повлиять. Большинство несчастных случаев связано именно с человеческим фактором, люди часто считают, что именно им повезёт", – сказал он.

Вопрос о том, как сократить количество трагедий в горах, сложный и дискуссионный, признался эксперт. На первый взгляд решение очевидно: не допускать к сложным вершинам тех, кто явно к ним не готов. Именно так было устроено в советское время – без соответствующей квалификации альпинист не мог отправиться, например, на пик Ленина.

"Но в мире нет чётких градаций и квалификаций гор, как это было в СССР. Согласно мировой практике, каждая конкретная компания решает: может идти человек на ту или иную гору или нет. И тут вопрос в адекватности самих организаторов и участников. К нам регулярно приходят запросы из серии "деньги есть – хочу на Эверест." А опыта нет. И мы стараемся объяснять, что это билет в один конец", – рассказал гид.

Вместе с тем, по его словам, любые запреты могут привести к тому, что люди найдут варианты, как их обойти. Поэтому, на его взгляд, актуален вопрос в разъяснении сложности маршрута и образовательной составляющей.

"Нельзя встать с дивана и сразу пойти на Эверест / Победу. Это как нельзя сразу пойти в вуз, минуя детский сад и школу", – пояснил эксперт.

Восхождение на пик Победы, 2011 год / Фото из архива Дмитрия Ермакова

Команда сама за себя

Туристические агентства в горах, как правило, обеспечивают только сервис базового лагеря – связь, питание, рацию, организацию быта. Но всё, что человек решает делать на маршруте, остаётся его личной ответственностью.

Дмитрий сравнивает это с поездкой в Турцию. Если, к примеру, турист купил путёвку, а потом решил прыгнуть с крыши отеля, вряд ли виноватым окажется туроператор. То же самое и здесь: агентство может помочь организационно, но оно не в силах повлиять, если альпинист решит выйти в непогоду или попытается идти на вершину без должной подготовки.

"У нас был случай, когда на Эверест пошёл участник из Ирландии. Ходил лучше всех, а перед вершиной сел и умер. Потом уже узнали, что у него была последняя стадия рака и он набрал кредитов. Решил "красиво" уйти из жизни. Только вот все, кто его спасал, были не в курсе. Кто виноват в этом? Виноват может быть конкретный гид, если взял в команду неготовых людей или не обеспечил безопасность. В случае Натальи это была спортивная команда, которая отвечала сама за себя", – напомнил спикер.

Существует два типа агентств, работающих в горах. Первые предоставляют только сервисные услуги базового лагеря, такие как оформление документов, питание, палатки, связь и прочее. За безопасность клиентов данный тип агентств не отвечает.

Второй тип компаний предлагает услуги профессиональных гидов. В таких случаях они несут ответственность за безопасность группы.

"Но и здесь есть оговорки: форс-мажоры – лавины, камнепады и другие объективные природные риски – не могут быть отнесены к вине организаторов. Вопрос ответственности всегда остаётся сложным и в каждом случае подлежит разбору следственными органами: где именно есть вина организаторов и в какой мере она выражена".

Спикер считает маловероятным, что с семьи могут потребовать возмещение расходов на спасение.

"Обычно альпинисты страхуют свои риски, и у каждой страховки есть уровень покрытия, но он не бесконечный. Если не было письменного соглашения с родственниками на покрытие дополнительных расходов, то требовать такие суммы с семьи неправомерно. В случае страхового случая именно страховая компания подтверждает или отказывает в оплате спасработ, включая вертолёт. Думаю, правильнее адресовать этот вопрос специалистам по страхованию, но, как правило, альпинисты заранее знают, какие риски покрыты их полисом", – высказался он.

Дмитрий сказал, что лично не знал Наталью, но, как и все живые люди, переживал и надеялся на чудо.

"К сожалению, логика подсказывала, что практически невозможно спасти её с этой горы и с этой высоты. Поэтому, конечно, воспринял это как огромную трагедию", – сказал он. 

Восхождение на пик Победы, 2011 год / Фото из архива Дмитрия Ермакова

В горах важны не пол, а опыт и характер

Профессиональный альпинист, горный гид с международным опытом, КМС по альпинизму, инструктор альпинизма II категории, шестикратный восходитель на Хан-Тенгри казахстанец Ершат Аязбаев знает, что горы забирают и новичков, и опытных.

"Разница лишь в том, что опытный обычно лучше понимает, где рискует. В горах важны не пол и не возраст, а подготовка, опыт и характер. В истории альпинизма немало примеров: женщины совершали первопроходы, ставили мировые рекорды и ходили сложнейшие маршруты".

Фото из архива Ершата Аязбаева

Казахстанский альпинист-любитель Даурен Каби знаком с "Ак Сай Трэвел". По его словам, это серьёзное и надёжное агентство, одно из лучших в своей сфере.

"Я сам несколько раз пользовался их услугами, в частности услугами базового лагеря. Не знаю, работала ли с ними Наталья Наговицына, возможно, там появился ещё один лагерь. Но на Южном Энильчеке, где расположен базовый лагерь под пиком Победы, всегда стоял именно "Ак Сай Трэвел".

Если Наталья шла через них, значит, она находилась в надёжных руках, уверен собеседник, поскольку руководитель лагеря Дмитрий Греков – известный альпинист. Сомнений в профессионализме его команды быть не может.

По словам Даурена Каби, "Ак Сай Трэвел" работает на нескольких семитысячниках и всегда поддерживает своих клиентов. Их гиды, даже если заняты другими проектами, идут на помощь при чрезвычайных ситуациях. "Это одна из немногих компаний, которая до конца пытается вызволить человека, попавшего в беду. Именно этим они заслужили репутацию надёжного оператора на высотных горах".

Даурен имеет за плечами попытку восхождения на Эверест без кислорода, тогда удалось подняться до 8500 метров. Но даже с этим опытом у него не возникало мысли идти на Победу. Для этого нужна не только физическая, но и колоссальная моральная готовность.

"Пик Победы – это гора, куда нельзя идти просто так. Нужен огромный опыт, серьёзная теоретическая и практическая подготовка, спортивный разряд. Даже при многолетнем опыте на ней нужна команда. Каждый год там погибают люди, чаще всего потому, что недооценивают сложность. Многие говорят, что Победа гораздо тяжелее, чем Эверест", – уверен он.

На таких горах никто не отвечает за твою жизнь, предупреждает спортсмен.

Агентства обеспечивают базовый лагерь и связь, но не несут ответственности за восхождение – спасателей там нет, в отличие от Эльбруса, где дежурит МЧС. На Ленине, Хан-Тенгри или Победе альпинист всегда отвечает только сам за себя, заключил он.

Популярное в нашем Telegram-канале
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ