Дети на органы? Как суррогатных мам могут сделать поставщиками органов для чёрных трансплантологов

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
В Алматы заведено уголовное дело по заявлению двух женщин, хотя число пострадавших может быть в несколько раз больше.

В социальных сетях нередко можно встретить объявления, в которых предлагают молодым женщинам стать суррогатными матерями. Рекламодатели обещают, что вплоть до родов они будут обеспечены бесплатным жильём и "зарплатой" в размере 500 долларов. После рождения ребёнка обещают более солидное вознаграждение – от 6 до 8 млн тенге.

Однако казахстанские репродуктологи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и медицинские эксперты не исключают, что женщин, откликнувшихся на подобные предложения, пытаются таким образом вовлечь в преступную индустрию рождения детей для нужд противозаконной трансплантологии.

В июле стала известной история о казахстанках, согласившихся несколькими месяцами ранее заработать в качестве суррогатных матерей. Через посредническую компанию им предложили родить детей для семейных пар, проживающих в Китае. Что-то в этом "бизнесе" пошло не так, и теперь женщины опасаются за собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что, по их словам, им поступают угрозы. Одной из женщин грозят судом, другой – вывозом за рубеж для прерывания беременности.

Настоящие имена казахстанки скрывают. Обе они не замужем, хотели поправить материальное положение, став суррогатными матерями. Одной из них врачи предложили поехать для переноса эмбриона в Китай, однако из Пекина её тут же отправили в Камбоджу, а оттуда в Алматы, где она прожила какое-то время в коттедже. Когда пришло время рожать и у неё начались схватки, женщина приняла решение поехать в муниципальный перинатальный центр, так как профессионализм находившихся рядом с ней врачей не вызывал у роженицы доверия.

В роддоме она рассказала придуманную историю о бросившем её парне-китайце. Младенца записали на неё, но через несколько дней молодую маму навестили две няни – представительницы заказчиков. Они забрали малыша, сказав, что его надо срочно отправить в Китай. Дальнейшая судьба ребёнка ей неизвестна.

Вторая казахстанка, ищущая помощи и поддержки, ещё находится в положении. Во время обследования врачи по анализам заподозрили у плода синдром Дауна. Посредники тут же заявили, что платить ей ничего не будут, так как "болезнь возникла по её вине". Женщина официально встала на учёт по беременности по месту жительства. Повторные анализы спорный диагноз исключили. Теперь вторую суррогатную маму запугивают тем, что насильно увезут на преждевременные роды.

Женщины обратились к казахстанским адвокатам Азамату и Альбине Беккуловым. Юристы, изучив предоставленные им документы, выявили множество нарушений и противоречий, явно указывающих на торговлю несовершеннолетними детьми. Не исключено, что казахстанки являются жертвами международной преступной группы, занимающейся "заказом" и выкупом детей для клиентов чёрной трансплантологии.

"На сегодняшний день к нам две женщины обратились по этому вопросу. Мы их проконсультировали, рассказали им о рисках и последствиях. Но судя по информации от обратившихся, в аналогичном положении оказались не менее 25–30 женщин. В настоящее время департаментом полиции Алматы возбуждено уголовное дело по первой части статьи 135 Уголовного кодекса РК (торговля несовершеннолетними). Ведутся следственные и разыскные мероприятия, действия по установлению личностей, причастных к делу, допрашиваются причастные. Как показывает практика, подобные дела обязательно доходят до суда, ведь преступление тяжкое", – прокомментировала юрист Альбина Беккулова.

Суррогатные мамы, обратившиеся за помощью к Азамату и Альбине Беккуловым, хотят, чтобы заказчики забрали детей в рамках закона, по документам, и оформили малышей на их биологических родителей. О местоположении женщин юрист не стала рассказывать из соображений безопасности.

Что думает медицинское сообщество

Шокирующая история с казахстанками, согласившимися стать суррогатными матерями для непонятных заказчиков, способна нанести серьёзный удар по позициям отечественной вспомогательной репродуктивной медицины, считает медицинская общественность.

Казахстанские врачи серьёзно обеспокоены, что по незнанию казахстанки рискуют своим здоровьем, а то и жизнью, хотя их услуги востребованы в республике, где существует дефицит суррогатных матерей. Они призывают женщин, планирующих подарить бесплодной паре радость материнства и отцовства, ни в коем случае не отказываться от своего желания и обращаться в казахстанские клиники и агентства.

"На защите интересов суррогатной мамы у нас в стране стоит закон. Её права указаны в Кодексе РК "О браке и семье". С женщиной обязательно заключают договор. В нотариально заверенном письменном соглашении между ней и лицами, состоящими в браке и желающими иметь ребёнка, детально прописываются все тонкости, включая риски преждевременных родов, возможные оперативные вмешательства и размер ежемесячных выплат и вознаграждения", – рассказала репродуктолог Айгерим Абшекенова.

К слову, "гонорарные" суррогатным матерям в Казахстане существенно выше, чем обещают посреднические фирмы, сотрудничающие с Китаем. Все медицинские расходы в полном объёме берут на себя биологические родители. Более того, в среднем сурмама за каждый месяц беременности получает 300 тысяч тенге, а за рождение малыша – не меньше 10 млн тенге. Часто биологические родители дополнительно обеспечивают суррогатную маму продуктами и витаминами. Имеют место случаи, когда сурмамам дарили автомобиль и даже квартиру. Так что рожать землякам детей не только безопасно с юридической точки зрения, но и намного выгоднее.

Требования к суррогатной маме в Казахстане

Женщина, желающая стать суррогатной матерью, должна быть в возрасте 20-35 лет, иметь хорошее физическое, психическое и репродуктивное здоровье, подтверждённое заключением медицинской организации. Также у неё должен быть как минимум один собственный здоровый ребёнок. Если потенциальная сурмама состоит в зарегистрированном браке, для заключения договора ей необходимо представить письменное согласие супруга, заверенное нотариусом.

Суррогатная мама обязана регулярно наблюдаться у врача и строго выполнять его рекомендации и назначения, информировать лиц, заключивших с ней договор, о течении беременности с периодичностью, оговоренной в договоре. Суррогатная мать несёт ответственность за беременность, предусмотренную договором суррогатного материнства, после применения вспомогательных репродуктивных методов и технологий и должна исключить возможность наступления естественной беременности. Новорождённого она передаёт лицам, заключившим с ней договор суррогатного материнства, и не вправе оставить его себе или отдать другим людям.

"Истории о суррогатных мамах, сбежавших с малышом и скрывающихся от его настоящих родителей, в Казахстане не происходили ни разу. Наши сурмамы отлично понимают, что совершают благородную миссию и вынашивают ребёнка для бесплодной пары. Никто из суррогатных мам никогда и речи не заводил со мной о желании оставить малыша себе, также они не предпринимают попыток потом увидеться с ним или вмешаться в жизнь его семьи", – добавила Айгерим Абшекенова.

Мифы о суррогатном материнстве

Вокруг суррогатного материнства сложено немало легенд, не выдерживающих серьёзной критики. Самый популярный из них – малыш якобы наследует внешность сурмамы, её болезни и характер.

"Суррогатное материнство подразумевает использование донорской яйцеклетки или сперматозоидов, и, следовательно, ребёнок генетически никак не связан с суррогатной матерью. Он наследует гены биологических родителей, поэтому возможность передачи заболеваний от суррогатной матери полностью исключена", – профессионально заявила эмбриолог Камшат Нигметова.

Эмбриолог Камшат Нигметова в режиме реального времени наблюдает за зарождением новой жизни / Фото Informburo.kz

Неоспоримым доказательством правоты служит тот факт, что обследование перед вступлением в программу суррогатного материнства не предполагает исследование на генетические патологии, так как такой вероятности попросту нет.

Также ошибочно называть суррогатное материнство лёгким способом заработать деньги. Естественно, сурмаме выплачивается внушительное вознаграждение, однако беременность и роды несут в себе определённые риски для здоровья. Осложнения при любых родах невозможно с точностью предугадать и избежать их, именно поэтому в программу не принимают бездетных женщин.

Сурмама – звучит гордо

От суррогатной матери зависят не только жизнь и здоровье вынашиваемого ею ребёнка, но и судьба и счастье его родителей, с нетерпением ожидающих появления на свет долгожданного малыша. Решение об участии в программе суррогатного материнства должно быть обдуманным, а не принятым спонтанно, под воздействием эмоций или внезапного порыва.

"Тема суррогатного материнства активно обсуждается в обществе, у неё существуют как приверженцы, так и ярые противники. Но не стоит забывать, что для многих пар суррогатное материнство – единственный способ стать родителями. Я искренне восхищаюсь женщинами, готовыми на такой подвиг во имя продолжения жизни", – говорит доктор медицинских наук, академик, профессор, главный внештатный репродуктолог Казахстана Вячеслав Локшин.

В Казахстане в год реализуется 250–300 программ суррогатного материнства. Удивительно, но мифы складывают и о парах, прибегающих к услугам сурмам. Обычно люди, далёкие от медицины, "авторитетно" заявляют о знакомой своих знакомых, которая заплатила суррогатной матери, чтобы не испортить фигуру и форму груди.

"Программа суррогатного материнства создана и работает исключительно для женщин, не способных забеременеть или выносить беременность, а не для исполнения чьих-то капризов. В фильмах и сериалах имеют место сюжеты, где избалованная дамочка совершает нечто подобное, в реальности такого в Казахстане нет и быть не может. Казахстанки прибегают к услугам сурмам лишь в крайних случаях по медицинским показаниям", – пояснил Вячеслав Локшин.

В разговоре о суррогатных матерях репродуктолог сделал акцент на их полной защищённости даже в форс-мажорных ситуациях.

"В моей врачебной практике была очень трагичная история. Биологические родители ещё не рождённого малыша погибли в автокатастрофе. С суррогатной мамой тут же связались их родственники. Они успокоили её и заверили, что договор остаётся в силе. Малыш родился здоровый и в положенный срок, его забрали и оформили на себя родные погибшей пары", – привёл пример Вячеслав Локшин.

По поводу истории о казахстанках, возможно, обманутых международной фирмой-посредником, занимающейся предоставлением суррогатных мам для Китая, известный казахстанский репродуктолог обратил внимание на важность обсуждения и соблюдения всех пунктов договора.

"В предъявленных ими документах отсутствовали данные биологических родителей, а это абсолютно недопустимо. Одна из них родила ребёнка, оформила его на себя, кормила грудью, потом пришли какие-то люди и забрали его. По программе суррогатная мама малыша не кормит, младенца сразу передают биологическим законным родителям. Здесь же малыша просто украли, что по закону квалифицируется как тяжкое преступление. Высок риск, что детей используют на органы. Вся медицинская общественность надеется на торжество справедливости. Преступники должны понести наказание по всей строгости закона", – резюмировал Локшин.

Суррогатных матерей из Казахстана Вячеслав Локшин лично встречал в Грузии. И врач удивился, почему они рожают детей иностранцам, когда на родине им заплатят больше. К тому же отечественная медицина в целом и репродуктология в частности находятся в стране на высоком уровне. Конечно же, женщина сама должна принимать решение в столь деликатном вопросе, однако у себя на родине суррогатная мать надёжно застрахована от мошенничества, обмана и вовлечения в преступную схему торговли детьми.

Популярное в нашем Telegram-канале
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ