Форум в Сиане: как обстоят дела с правами человека в Центральной Азии и Китае

Иллюстрация Depositphotos.com и нейросети
Иллюстрация Depositphotos.com и нейросети
Казахстанцы рассказали о правовых реформах, опыте репатриации сограждан из Сирии и выгодах партнёрства с Китаем.

Форум по развитию прав человека "Китай – Центральная Азия 2025", организованный Китайским фондом по развитию прав человека, состоялся в китайском Сиане. 

Напомним, месяцем ранее в Астане прошёл второй саммит "Центральная Азия – Китай", где Касым-Жомарт Токаев подчёркивал, что отношения между странами региона и Китаем вышли на принципиально новый уровень. Там участники обсуждали, как сотрудничество и обмен опытом могут помочь в развитии прав человека с учётом культурных и исторических особенностей.

В работе форума в Сиане приняли участие чиновники, правозащитники, журналисты и эксперты из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Китая. Темы выступлений логично перекликались с Астанинской декларацией, подписанной в июне. Документ отразил общее стремление к более тесному политическому диалогу и взаимодействию на международных площадках вроде ООН. Все страны заявили о готовности сотрудничать в рамках "Китай – Центральная Азия".

Поездка по провинции Шэньси, которая предшествовала официальному событию, позволила экспертам и журналистам из стран Центральной Азии ближе познакомиться с повседневной жизнью Китая. Китайские коллеги интересовались впечатлениями гостей и, по их словам, были немного удивлены тем, насколько позитивной оказалась реакция. В неформальных беседах исследователи спрашивали, как в Казахстане и других странах региона воспринимают идею более тесного сотрудничества с Китаем.

О правах человека в Китае

Председатель правления Китайского фонда по развитию прав человека, бывший директор и секретарь парткома Китайской академии общественных наук Се Фучжань подчеркнул, что Китай не стремится к изолированной модернизации. В то же время сами китайские эксперты высоко оценивают путь развития своей страны. По их мнению, плоды реализации стратегии "Один пояс, один путь" в значительной степени служат благополучию простых людей, обеспечивая тем самым непрерывный импульс.

Заместитель директора департамента стран Европы и Центральной Азии МИД КНР Гао Минбо рассказал, что учился в Сиане четыре года и, лишь вернувшись спустя много лет, понял: тот Сиань, который он знал раньше, совершенно не похож на современный. По его словам, тогда в городе не было высотных зданий, а теперь у древнего Сианя появился новый облик, сочетающий удобство и современность. Он отметил, что сегодня Сиань стал своеобразным окном модернизации Китая.

"Недавно я вернулся из Европы, где проработал шесть лет. Мой коллега сказал: Китай идёт по своему пути и не должен повторять чужие ошибки. Лишь немногие державы способны десятилетиями развиваться так последовательно. Это стало возможным благодаря ориентации на нужды народа. Экономический рост создал условия для развития прав человека. Мы будем дорожить этим и укреплять сотрудничество с Центральной Азией", – резюмировал представитель МИД.

После закрепления концепции прав человека в Конституции Китая в 2004 году в стране был создан первый исследовательский институт по правам человека и начато системное преподавание в этой области. Китайская сторона подчёркивает достижения в борьбе с бедностью и улучшении условий жизни населения. К 2020 году количество бедных в стране уменьшилось почти на 800 млн человек.

Доцент Исследовательского института по правам человека Китайского университета политических наук и права Сюй Шуан отметил, что Пекин придерживается принципов равенства между странами независимо от их размера и уважает независимость государств региона. По его словам, дух партнёрства основан на уважении культурного многообразия и помощь КНР в восстановлении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане – один из примеров такого взаимодействия.

Юридическое и образовательное сотрудничество

Китай активно развивает академические связи с Центральной Азией: только за последние годы в университеты страны были приглашены около 100 учёных и экспертов из региона. Как рассказал директор Исследовательского центра по правам человека Фань Цзюли, 60 преподавателей и студентов его вуза посетили Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, а обучение в Сиане прошли уже 200 студентов из стран Центральной Азии, включая Казахстан. Университет стал членом университетской Ассоциации Шёлкового пути и Альянса юридических вузов ШОС, а также открыл семь исследовательских центров в регионе.

Акцент на развитии прав человека через реформы в системе профессионального образования делает Узбекистан. Как сообщил первый заместитель директора Национального центра по правам человека Мирзатилло Тиллабаев, в рамках национальной стратегии, принятой в 2020 году, утвердили новую юридическую специальность "права человека". Кроме того, в Ташкентском государственном юридическом университете открыта магистратура по направлению "права человека и СМИ", не имеющая аналогов на пространстве Китая и ЦА.

Профессор Гавхержон Юлдашева отметила, что в отличие от европейских стран, где преподаётся преимущественно международное право, в Узбекистане акцент сделан на прикладных исследованиях. Сейчас среди обучающихся судья из Астаны, основные темы исследований связаны с защитой прав детей, миграцией, судебной и следственной практикой.

Новые подходы к профессиональному обучению

Китайский взгляд на текущую ситуацию на рынке образовательных услуг представила доцент Исследовательского института по правам человека, заместитель директора Исследовательского центра по российскому праву Юго-Западного университета политических наук и права Лю Цюсэнь.

По её словам, в конце XX века страны Центральной Азии создали новую культуру профессионального образования. При этом их можно считать одними из самых молодых по структуре населения в мире: доля молодёжи составляет около 40%.

Пообщавшись с иностранными коллегами, эксперт пришла к выводу, что элитные семьи региона по-прежнему выбирают для детей зарубежное образование – в первую очередь в России, странах Европы и США. Кроме того, на 2024 год в Алматы, по её данным, открыты пять новых филиалов российских университетов, работают и филиалы западных вузов.

Она отметила, что Россия сохраняет доминирующее положение среди направлений зарубежного образования для стран Центральной Азии. Однако в последние 10 лет стабильно растёт количество студентов из региона, обучающихся в университетах Китая, Турции, стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии.

Эксперт выделила три модели международного образовательного сотрудничества:

  • региональную – основанную на взаимодействии внутри бывшего СССР;
  • западную – обусловленную вступлением Казахстана в Болонский процесс в 2010 году;
  • китайскую – как третью альтернативу.

"Совершенствование и укрепление механизмов сотрудничества между Китаем и ЦА может стать новой тенденцией", – заключила учёный, напомнив о недавнем форуме министров образования Китая и стран региона, где были выдвинуты пять совместных инициатив.

Напомним, в июне президент РК предложил объявить 2026-й Годом образования и научных исследований в рамках сотрудничества Казахстана и Китая. Он подчеркнул, что Казахстан рассчитывает на запуск совместных исследовательских лабораторий и академий инженеров, опираясь на опыт крупнейших технологических компаний Китая.

СМИ Китая и Центральной Азии

Китайские коллеги также затронули тему медиавзаимодействия. Подчёркивалось, что страны должны последовательно и сдержанно разъяснять миру свою правозащитную концепцию.

"В отличие от западной практики политизации прав человека и применения двойных стандартов живые истории гораздо более убедительны и эффективны в распространении информации. Они наглядно демонстрируют реальные успехи", – сказал заместитель директора Института социального развития Евразии Исследовательского центра развития при Госсовете КНР Фань Вэйго.

Он подчеркнул, что СМИ региона должны отходить от оборонительной позиции и уверенно транслировать свою повестку через различные медиаплатформы.

"Недопустимо участвовать в действиях, направленных на дискредитацию других стран. Чтобы СМИ играли более весомую роль в продвижении правозащитной деятельности, необходимо участие научного сообщества и аналитических центров. Это усилит авторитет региональных медиа", – заявил он.

В этой связи старший продюсер Службы информационно-аналитических программ телеканала Jibek Joly Омиргуль Жендетхан предложила создать совместную фактчек-платформу по борьбе с фейковой информацией.

О защите прав человека в Казахстане

С 2019 года в Казахстане поэтапно реализуются четыре пакета политических реформ, в центре которых защита прав человека. Особое внимание уделяется поддержке уязвимых категорий населения: женщин, детей, лиц с инвалидностью. В республике восстановлен Конституционный суд, введены прямые выборы акимов сельских округов, расширена автономия регионов. Срок полномочий президента ограничен семилетним мандатом.

"Каждый гражданин, включая представителей уязвимых групп, теперь может обратиться в Конституционный суд напрямую и бесплатно", – отметила посол по особым поручениям МИД РК Алуа Надиркулова.

Среди конкретных мер введение 30%-ной квоты для женщин, молодёжи и людей с инвалидностью при распределении мандатов по партийным спискам, принятие закона о защите прав женщин и безопасности детей (так называемый Закон Салтанат), ужесточающего ответственность за насилие, а также закона о противодействии торговле людьми. Были криминализированы преследование (сталкинг) и принудительные браки. К 30-летию Конституции принят закон об амнистии, в результате которого около 1200 женщин освобождают от наказания.

Казахстан также принимает меры по защите своих граждан за рубежом. С 2019 по 2021 год проведены гуманитарные операции "Жусан" и "Русафа" по репатриации 754 граждан из зон боевых действий в Сирии, включая 526 детей.

"Детям оформили паспорта, женщины получили медицинскую и психологическую помощь, большинство успешно интегрированы в общество. Из 191 женщины 18 были привлечены к уголовной ответственности, но после реабилитации и работы фонда приговоры смягчили, они вернулись к местам жительства", – сообщил замдиректора фонда AQNIET Ернар Маусумбеков.

Благодаря усилиям госорганов и гражданского сектора удалось найти компромисс: в документах детей, возвращённых из зон конфликтов, вместо Сирии и Ирака указана Республика Казахстан как место рождения. Это исключительный случай защиты прав детей, многие из которых никогда не были в стране и могли столкнуться с отказом в получении прав.

Представители китайской стороны выразили интерес к опыту Казахстана. Эксперт Ван Цзян высоко оценил шаги по гуманному отношению к вернувшимся из зон конфликтов, а аналитик КИСИ Алишер Тастенов подчеркнул, что права человека в РК рассматриваются как практический инструмент повышения качества жизни.

По итогам форума участники отметили, что сотрудничество стран Центральной Азии и Китая выходит на новый уровень: не только государственный, но и общественный.

"Китай для нас – стратегический партнёр на столетия вперёд. Это сотрудничество, от которого выиграют будущие поколения. Мы уже синхронизируем общее видение будущего и схожие ценности", – отметил Тастенов. 

Среди них уважение к семье, старшим, стремление к гармонии. Восточное мышление, по его словам, нацелено на доверие и постоянство, что подкрепляется совместными проектами в образовании, здравоохранении, цифровой экономике. "Это уже неформальное сообщество единомышленников, которое видит не преграды, а возможности", – подытожил спикер.

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ