Пшеница, масло, мука и даже корма, произведённые в Тайынше, проходят тысячи километров по маршрутам инициативы "Один пояс, один путь" и попадают в крупнейший логистический центр Сианя, а затем идут на переработку или оказываются на полках китайских магазинов.
В туре по экономическим и культурным достопримечательностям провинции Шэньси приняли участие казахстанцы, представители стран Центральной Азии и Китая. Здесь на территории индустриального парка "Кухне Айцзюй" у делегатов, как и у других посетителей, была возможность собственноручно приготовить и попробовать китайскую лапшу пъянг-пъянг, название которой происходит от характерного звука, с которым лапша ударяется о стол при растягивании. Примечательно, что для её приготовления использовалась мука из казахстанской пшеницы, которая стала символом кулинарного и логистического сотрудничества двух стран.
Отсюда, из индустриального парка "Айцзы", начинается путь казахстанской муки, пшеницы, растительного масла и кормов на китайский рынок. Продукция, выращенная и частично переработанная в Казахстане, поступает в крупнейший индустриальный хаб в Сиане, обеспечивая растущий спрос жителей китайской провинции.
Зерновая и масложировая промышленная группа "Айцзюй", реализующая в Казахстане агропромышленный проект полного цикла, – госпредприятие, работающее с 2007 года в сфере закупки зерновых, производства и продажи растительного масла, муки, круп и продуктов питания; услуг по хранению зерна, развития сетевого ретейла, научных исследований в области аграрных технологий, внешнеэкономической деятельности.
С мая 2015 года "Айцзюй" неоднократно вела переговоры с казахстанцами. Совместный проект в итоге получил поддержку на высоком уровне и был включён в перечень 52 совместных проектов между КНР и РК.
В компании рассказали, что "Айцзюй" инвестировала в создание логистико-перерабатывающего агропарка в Северо-Казахстанской области.
"Мы создали в Казахстане целый кластер: заводы по переработке муки, масла, кормов и логистический центр на миллион тонн. Заключили договоры с местными фермерами – они выращивают, мы закупаем. Сырьё сначала проходит первичную обработку на месте, а потом отправляется в Китай для глубокой переработки. С 2017 года по контрактному земледелию у нас 100 тысяч гектаров, и мы планируем увеличить площадь в два раза. Над селекцией работаем совместно и с китайскими, и с казахстанскими университетами", – рассказал замгендиректора ООО "Зерновая и масложировая промышленная группа "Айцзюй" Лю Чжипин.
За первое полугодие 2025 года из Казахстана импортировано около 100 тысяч тонн кормовой пшеничной муки, почти 10 тысяч тонн высококачественной муки и пшеницы, более 10 тысяч тонн растительного масла. Отмечается, что модель контрактного земледелия решила проблему сбыта продукции у местных фермеров, способствовала развитию аграрного сектора.
"Этот чернозём – очень плодородная почва. Именно поэтому мы выбрали Казахстан в качестве основного поставщика сырья. Местная пшеница сильно отличается от китайской и очень ценится у наших потребителей. Каждый год мы импортируем примерно от 100 до 200 тысяч тонн казахстанской пшеницы. Здесь из неё производят не только муку, но и корма. Мощность нашего индустриального парка – до миллиона тонн муки в год. Речь идёт обо всём агропакете: пшеница, мука, масло, лапша", – пояснил представитель компании.
Зерно поставляется из Костанайской и Акмолинской областей, импортируется и сырьё – для подсолнечного, рапсового, льняного масел. Производители рассказали, что наиболее популярно среди жителей провинции Шэньси рапсовое масло. В планах переориентировать покупателей на подсолнечное и другие виды масел.
В Казахстан планируется экспортировать продукцию из Китая (в том числе из провинции Шэньси), а импортировать казахстанскую молочную продукцию, мясную продукцию из баранины и говядины, мёд в города Китая.
"Казахстанское сырьё занимает у нас около 50–60% от общего объёма, а это примерно 2-3 млн тонн в год. В Казахстане мы производим рис, пшеницу, муку, причём часть продукции выпускается непосредственно в Северо-Казахстанской области, в городе Тайынше. Это производство ориентировано исключительно на китайский рынок. Наш индустриальный парк охватывает весь цикл переработки", – сообщил представитель.
Цены на импортированные продукты отличаются от цен на полках в Казахстане – они выше в несколько раз. Прямо сейчас с полок продуктового супермаркета, расположенного на территории парка, местные жители скупают фруктовые и овощные соки, рис, муку, масло, конфеты производства стран Центральной Азии, включая Казахстан.
"Компания наладила совместное производство мёда в Казахстане. Такой мёд пользуется большой популярностью среди всех жителей Сианя. Мёд чёрного цвета имеет добавки с учётом рекомендаций китайской медицины".
Сухой порт
Парк по логистике и переработке сельскохозяйственной продукции "Айцзюй" в Сианьском международном порту Чаньба может гарантировать 65% поставок муки, 100% риса и масла на рынок Сианя благодаря специальной железнодорожной линии, ведущей непосредственно к парку.
Казахстанские продукты выходят на китайский рынок в рамках проекта "Один пояс, один путь" и благодаря новым логистическим хабам, таким как сухой порт в Сиане, который сохраняет лидирующие позиции в стране семь лет подряд. О его мощности свидетельствуют 59 железнодорожных путей, автоматизированные терминалы, мультимодальные маршруты, интеграция с морскими портами и цифровыми платформами. Только за первые пять месяцев 2025 года отсюда отправлено более 2600 поездов, треть из которых – в страны Центральной Азии.
Грузовые составы надёжно соединяют Китай и Европу. К тому же "Айцзюй" располагает собственной железнодорожной веткой, соединённой с Международным портом Сиань. Таким образом, реализована схема "от двери до двери", повысилась логистическая эффективность, снизилась себестоимость. Порт интегрирован с комплексной таможенной зоной Сианя и обладает полным набором функций морского порта, включая места для хранения зерна, мяса, автомобилей.
Сухой порт Сианя обслуживает разветвлённую сеть международных и внутренних маршрутов. Налажены прямые поставки в Алматы, Ташкент и другие города пяти стран региона. Южноазиатские маршруты соединяют Сиань с Непалом и Пакистаном, на запад идут поставки в Баку, включая участие в Транскаспийском коридоре.
Маршруты в Юго-Восточную Азию охватывают Вьетнам и Лаос, регулярно отправляются поезда в Германию, Польшу, Россию и другие страны по 18 направлениям. Восточные маршруты связывают Сиань с ключевыми морскими портами Китая Циндао, Шанхаем, Нинбо и Ляньюньганом в рамках интермодальной схемы "суша плюс море".
Внутри Китая работает 26 маршрутов сбора грузов из разных провинций, которые сходятся в Сиане и далее направляются в сторону Европы, образуя сеть с фокусом на западное направление.
Пояс и путь
Исполнительный директор Исследовательского института деловой среды "Один пояс, один путь", научный сотрудник Исследовательского центра по правам человека Северо-Западного университета политических наук и права Хэ Сяоли считает, что между странами Центральной Азии действительно много общего.
"Мы добрые соседи, у нас схожие культурные традиции и исторические связи. Но я не ожидала, что у гостей будут настолько искренние эмоции и любовь к китайской культуре, насколько сильно они заинтересованы в сотрудничестве с Китаем. Честно говоря, сама начала по-настоящему интересоваться культурой и историей Центральной Азии только в последние годы, когда гуманитарный обмен между нашими странами стал более активным", – поделилась она.
Между Китаем и странами Центральной Азии, по её словам, наблюдается активная взаимная поддержка на уровне не только государств, но и общества, что создаёт прочную основу для дальнейшего углубления связей.
"Сейчас моя исследовательская работа напрямую связана со странами Центральной Азии. Я также курирую направление юридического образования для студентов из этих стран. Мы активно изучаем ситуацию с подписанием международных соглашений между Китаем и странами ЦА, и я на собственном опыте вижу, как экономическое сотрудничество отражается на жизни простых людей", – сказала она.
В Северо-Западном университете политических наук и прав действует Институт по исследованию деловой среды инициативы "Один пояс, один путь", где Хэ Сяоли является одним из директоров. Институт готовит к изданию пять книг на китайском языке о рынках стран ЦА, каждая из которых посвящена бизнес-среде отдельной страны.
"Недавно мы организовали уникальную экспедицию: вместе с 20 студентами, экспертами и судьёй мы отправились на автомобиле из Сианя через Хоргос в Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, а затем вернулись обратно. Я лично была за рулём и во время поездки на практике увидела, как в сельском хозяйстве и других сферах реализуется экономическое сотрудничество между нашими странами", – добавила она.
Сианьский порт – один из ключевых узлов инициативы "Пояс и путь". Отсюда начинаются транспортные коридоры: железнодорожный маршрут через Сычуань, Ганьсу, Синьцзян, далее в Центральную Азию – по югу в Кыргызстан и Узбекистан, по северу – через Казахстан, откуда груз движется дальше в Россию и Турцию.
Кроме того, важную роль играют морские ворота в Тяньцзине рядом с Пекином. Оттуда маршруты также идут в Центральную Азию. Есть и порт Ляньюньган, где построен казахстанский терминал. Это первый проект с долевым участием Казахстана в логистике Китая, ставший примером для последующих проектов, например сухого порта Хоргос – Алашанькоу.
"Все эти маршруты не конкурируют, а дополняют друг друга. Это говорит о масштабах китайского экспорта – объёмы такие, что одного маршрута просто недостаточно", – рассказал директор Института мировой политики Кыргызской Республики Шерадил Бактыгулов.
По словам эксперта, одно из главных преимуществ сухопутной логистики – скорость. Современные технологии стремительно устаревают, поэтому китайским производителям, особенно в сфере электроники, критично быстро доставить товар до потребителя в Европе. По суше это в 3–4 раза быстрее, чем по морю, пусть и дороже.
"Сухой порт в Сиане рассчитан на минимизацию логистического плеча, что особенно актуально при поставках казахстанской сельхозпродукции – пшеницы, масличных культур. Здесь сырьё перерабатывают, добавляют стоимость и экспортируют уже готовый продукт, в том числе под маркой "Сделано из казахстанского сырья". Если бы те же объёмы шли морем через иранские или российские порты, доставка заняла бы 35–40 дней. А железнодорожные маршруты из Сианя позволяют доставлять быстрее и точнее, что выгодно и китайскому, и казахстанскому бизнесу", – пояснил спикер.
Эксперт напомнил, что в сухом порту Сианя построены терминалы для малого и среднего бизнеса стран Центральной Азии, которыми в течение двух лет можно пользоваться бесплатно.
Мы можем занять свою нишу
Выход на китайский рынок даёт возможность диверсификации, что делает бизнес устойчивым и стимулирует рост производства, например, зерна.
"Недавно в Сиане при участии Касым-Жомарта Токаева был открыт хаб – сухой порт, который стал частью логистической цепочки между Центральной Азией и Китаем. Это хорошая возможность, но пока рано говорить о конкретных преимуществах. Финансовые транзакции между Казахстаном и Китаем всё ещё сложны, особенно без посредников, и требуют проработки", – считает Шерадил Бактыгулов.
Он отметил, что в настоящее время укрепляются связи между странами региона, чему способствовала специальная военная операция России в Украине, – она в разы увеличила товарооборот с Китаем. В качестве примера он привёл Кыргызстан, для которого Китай стал страной номер один по поставкам различных товаров, в то время как Россия остаётся крупнейшим торговым партнёром, так как закупает всё это.
По его словам, введённые против России санкции способствовали развитию новых кооперационных связей между бизнесом Казахстана, Кыргызстана, Китая, Эмиратов, России и Турции. Он добавил, что логистически эти страны стали ближе, появились варианты сотрудничества, которые раньше были недоступны. Прежде Россия напрямую торговала с Европой и США, а теперь те же страны вынуждены взаимодействовать с Россией через регион.
В то же время он подчеркнул, что у этого процесса есть и теневая сторона, на которую стоит обратить внимание правоохранительным органам Казахстана и Кыргызстана. Речь идёт о росте объёмов контрабанды. Он напомнил, что после вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз крупнейший оптовый рынок "Дордой" начал терять товарооборот. Однако с февраля 2022 года, после начала специальной военной операции рынок снова оживился и объёмы торговли выросли. По его словам, ранее существовавшие связи между Кыргызстаном, Казахстаном, Россией, Узбекистаном и Таджикистаном восстановились и начали работать активнее.
"Но важно помнить: если международная ситуация стабилизируется и санкции снимут, нас могут снова отодвинуть на второй план. Поэтому сегодня – наш шанс закрепиться", – заключил спикер.
-
1✈️⚙️ Приостановка полётов Airbus: казахстанские авиакомпании завершат обновление ПО сегодня, 29 ноября
-
3624
-
0
-
7
-
-
2🧑⚖️ Пациент умер после инъекции: в Таразе вынесли приговор владельцу кабинета и медсестре
-
3497
-
5
-
34
-
-
3🔖 На референдуме казахстанцы будут голосовать фактически за новую Конституцию – Токаев
-
3202
-
4
-
75
-
-
4🚗 Автовладельцы, внимание, важная информация для вас!Новый порядок регистрации авто и получения прав: какие изменения в ПДД ожидают водителей с 28 ноября
-
2947
-
0
-
9
-
-
5❗️ Платформа ArtSport перестанет работать с 1 января
-
2782
-
0
-
13
-
-
6🗓 Автолизинг, рейды силовиков и зимние каникулы для школьников. Что изменится в Казахстане в декабре
-
2732
-
0
-
11
-
-
7🚚🚛 "Нужно навести порядок": Путин объяснил простои фур на границе Казахстана и РФ
-
2881
-
1
-
49
-
-
8🌨 Прогноз погоды на 28 ноября: снег ожидается на востоке Казахстана
-
2735
-
1
-
5
-
-
9🛞 С 1 декабря в Казахстане официально начинается сезон зимних шин — за езду на летней резине теперь можно получить штраф.
-
2583
-
5
-
24
-
-
10😱 Четыре человека погибли, более десяти ранены после стрельбы на детском дне рождения в Сан-Франциско, сообщают местные СМИ. Среди пострадавших есть дети.
-
2458
-
3
-
40
-
USD:
513.9 / 516.3
EUR:
595.0 / 600.0
RUB:
6.53 / 6.65
"Мы создали в Казахстане целый кластер: заводы по переработке муки, масла, кормов и логистический центр на миллион тонн. Заключили договоры с местными фермерами – они выращивают, мы закупаем. Сырьё сначала проходит первичную обработку на месте, а потом отправляется в Китай для глубокой переработки. С 2017 года по контрактному земледелию у нас 100 тысяч гектаров, и мы планируем увеличить площадь в два раза. Над селекцией работаем совместно и с китайскими, и с казахстанскими университетами", – рассказал замгендиректора ООО "Зерновая и масложировая промышленная группа "Айцзюй" Лю Чжипин.
"Мы добрые соседи, у нас схожие культурные традиции и исторические связи. Но я не ожидала, что у гостей будут настолько искренние эмоции и любовь к китайской культуре, насколько сильно они заинтересованы в сотрудничестве с Китаем. Честно говоря, сама начала по-настоящему интересоваться культурой и историей Центральной Азии только в последние годы, когда гуманитарный обмен между нашими странами стал более активным", – поделилась она.
"Все эти маршруты не конкурируют, а дополняют друг друга. Это говорит о масштабах китайского экспорта – объёмы такие, что одного маршрута просто недостаточно", – рассказал директор Института мировой политики Кыргызской Республики Шерадил Бактыгулов.
