Как Казахстан заживёт по-новому? Переводов физлиц станет меньше, а налоговой нагрузки – больше

Сгенерировано нейросетью
Сгенерировано нейросетью
Эксперты о том, как изменится жизнь казахстанцев с вступлением в силу Налогового кодекса в январе 2026-го.

С 1 января 2026 года вступает в силу новый Налоговый кодекс. Власти называют его самым масштабным изменением налоговой политики в Казахстане за последнее десятилетие. Из самых крупных изменений казахстанцев ждут повышение ставок НДС и ИПН, сокращение льгот, пересмотр подходов к малому бизнесу и ужесточение администрирования.

Однако, как отмечают эксперты, за формальной новизной и ново обложкой кроется масса сложных компромиссов и старых ошибок.

Это не финал

Экономист Алмас Чукин, комментируя документ на своей странице в Facebook, подчеркнул, что "жить по-старому уже было нельзя", указывая на глубину бюджетных проблем и необходимость срочного фискального вмешательства. Одним из ключевых достижений новой версии кодекса он считает сам факт повышения налоговой нагрузки, как бы парадоксально это ни звучало. Экономист назвал принятие нового НК "шагом вперёд".

Эксперт отдельно отметил политическую волю вице-премьера Серика Жумангарина, который "довёл дело до конца", несмотря на давление со всех сторон.

По мнению экономиста, повышение налогов – это не только способ пополнить бюджет, но и инструмент борьбы с инфляцией. 

"Сбалансированный бюджет помогает борьбе с ростом инфляции. Государство живёт по собственным реальным средствам, а не вбрасыванием в экономику денег из других источников".

Вместе с тем он указывает на ряд стратегических просчётов, которые в перспективе могут дорого обойтись экономике. Один из них – чрезмерная детализация кодекса. Эксперт убеждён, что любая мелкая ошибка, требующая исправления, застревает надолго, поэтому в рамках реформы, по его мнению, было бы лучше оставить в кодексе общие принципы и вывести "повседневщину" в более лёгкие законы и подзаконные акты.

Не меньшую тревогу у него вызвали так называемые целевые налоговые ставки, например, для банков. Новый кодекс предполагает, что часть банковской прибыли будет облагаться по одной ставке, а другая – по другой, в зависимости от того, из какого сектора она получена.

"Мне кажется, эти специалисты никогда не готовили отчёт о прибыли компании. Делить банковскую прибыль на "реальную" и "нереальную" в отчётности невозможно, и всё это открытое поле для споров и конфликтов с налоговой".

Алмас Чукин также обратил внимание на необоснованные пороги и неразрешённые споры вокруг дробления бизнеса из-за того, что лимиты до 40 млн тенге в зависимости от отрасли могут иметь абсолютно разный экономический смысл.

В связи с этим экономист принятие НК не считает финалом

"Как мы будем жить с новым НК – неясно. Но уже сейчас надо работать над его улучшением, оптимизация НК должна идти на ежегодной основе", – подытожил  он. 

Всё на ладони

Юрист и блогер Ержан Есимханов заявил, что большинство недочётов, за которые проект НК критиковали, в нём остались. Он подчеркнул, что новый Налоговый кодекс значительно расширяет полномочия налоговых органов. Это означает, что любого гражданина могут вызвать для дачи пояснений, и в таком случае вся ответственность за предоставление доказательств ляжет на самого налогоплательщика.

"Налоговые службы будут иметь больше возможностей следить за переводами между физическими лицами. Более ста переводов от разных лиц в течение трёх месяцев общей суммой больше миллиона тенге, и банк должен будет отправить эту информацию в налоговую. Аналогичная информация будет направляться при крупных покупках на сумму больше 20 тысяч МРП, это около 80 млн".

По словам эксперта, уже сейчас имеет смысл записывать назначение входящих даже небольших переводов: весной при подаче декларации будет сложно вспомнить, откуда и за что поступали те или иные суммы. Он также предупредил, что схемы с использованием большого количества банковских карт, а также переводы небольших сумм на разные счета и другие подобные "хитрости" в скором времени перестанут работать.

"Если ваша работа связана с большим количеством переводов от разных людей, проще зарегистрировать ИП и делать всё честно. Бухгалтерию лучше доверить профессионалам, а не вести самому. Не обязательно их нанимать, сейчас есть масса компаний, которым можно передать бухгалтерию на аутсорс", – посоветовал юрист.

Спикер отметил, что в проекте нового Налогового кодекса предусмотрены ограничения на открытие индивидуального предпринимательства для тех, кто ранее допускал нарушения налогового законодательства или имел бездействующее ИП. Поэтому он рекомендует тем, кто может попасть в эту категорию, открыть ИП заранее – пока это ещё возможно без ограничений.

Эксперт уточнил, что при годовом доходе до 15 млн тенге открытие ИП не требуется.

"Вы можете платить 4% в год на специальном налоговом режиме. Это можно делать через приложение E-Salyk Business или через электронный кабинет на сайте комитета госдоходов. С ним лучше разобраться сейчас, пока есть время".

Ержан Есимханов не рекомендует закрыть ИП и работать в тени через наличные, поскольку в условиях полной цифровой прозрачности скрыть доходы становится почти невозможно.

По мнению спикера, повышение ставки НДС неминуемо приведёт к росту цен, о чём не раз предупреждали эксперты. "Подготовиться к этому сложно, но можно заранее планировать бюджет и формировать финансовую подушку безопасности, насколько это возможно", – предупредил он.

Вместе с тем юрист увидел в новой экономической ситуации перспективные ниши для бизнеса. Во-первых, налоговое консультирование для физлиц: если раньше в Казахстане консультирование было сосредоточено на крупном бизнесе, то теперь, как в США, оно может стать частью повседневной жизни для обычных семей – не для споров, а для грамотного ведения отчётности. Во-вторых, значительно возрастёт спрос на бухгалтерские услуги, полагает он.

При этом Ержан Есимханов выразил скепсис по поводу реального учёта интересов бизнеса в новом документе.

"Сейчас разные организации вроде "Атамекена", а также блогеры на зарплате у государства будут всячески делать вид, что при разработке кодекса пошли навстречу требованиям бизнеса, о которых последние месяцы говорили многие неравнодушные люди, включая меня. Но всем понятно, что эти шаги навстречу были чисто косметические. Одно остаётся неизменным – начиная со следующего года бизнесу и гражданам страны будет сложнее", – заключил он.

В порочном круге

Экономист Марат Каирленов также выразил обеспокоенность тем, что в результате налоговой реформы давление ляжет не только на бизнес, но и на простых граждан. 

"Вопрос стоял в том, за счёт чего увеличивать налоговую базу: за счёт доходов граждан, ведь конечный плательщик НДС именно они, или за счёт корпоративного подоходного налога, облагая прибыль компаний. Очевидно, что выбор в пользу повышения НДС неверный", – уверен он.

Он отметил, что в предлагаемой экономической модели попытка собрать 4,5 трлн тенге приведёт к обрушению доходов 90% граждан практически до уровня 1990-х. Это запустит цепную реакцию от падения качества кредитных портфелей банков до снижения объёмов кредитования экономики – как реального сектора, так и потребителей. В результате резко сократится совокупный спрос.

"Вы знаете, что строительство жилья – один из важнейших драйверов нашей экономики. На фоне нестабильных цен на нефть и развивающегося экономического кризиса в РФ падение спроса будет очень болезненным. Поэтому, на мой взгляд, это решение абсолютно ошибочно. Президент сам отмечал, что в распределении ВВП в Казахстане наблюдаются серьёзные диспропорции. Например, доля заработных плат составляет всего 30% ВВП. Это в 1,5 раза ниже, чем в России, не говоря уже о странах Центральной и Восточной Европы. А даже 14% недополученных доходов – это около 40 млрд долларов", – сказал эксперт. 

В Казахстане итак низкий уровень благосостояния населения, поэтому повышение налоговой нагрузки только усугубит проблему, усилит социальную напряжённость и снизит инвестиционную активность, уверен экономист. Казахстанцы окажутся в порочном круге.

"Подходы нужно кардинально менять. Когда сенат неожиданно вернул проект Налогового кодекса в мажилис, появилась надежда, что принятие документа будет отсрочено, а власть осознала те риски, которые она сама же и создаёт", – заключил он.

Но этого не произошло. Казахстанские налогоплательщики по-прежнему ждут от Налогового кодекса сбалансированного подхода с учётом инвестиционного климата, состояния экономики, доходов граждан и качества их жизни.

Популярное в нашем Telegram-канале
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ